LogoРепозиторий Тверского госуниверситета

Научная повседневность профессора Лосева: шпиономания в советском послевоенном кинематографе

Долгова, Е.А. (2020) Научная повседневность профессора Лосева: шпиономания в советском послевоенном кинематографе. Вестник ТвГУ. Серия: История (4). С. 85-92. ISSN 1998-5037

[img] PDF - Опубликованная версия
783kB

Абстракт

В статье анализируется трансформация сюжета шпиономании в советских игровых кинокартинах о быте советских учёных конца 1940-х – начала 1950-х гг. Кинематограф этого времени внимателен к фигуре ученого: картины, посвященные героическим биографиям или научной повседневности, отражали статус науки в обществе, повседневность научных работников. Автор анализирует мифологию современного кинолентам общества, реконструирует представления власти об идеальном типе взаимоотношений ученого и государства. Делается вывод о том, что роль учёного в кинематографе тех лет специфична – с одной стороны, его образ часто приобретал черты нравственной максимы, с другой – оказывался в фокусе шпиономании. Мотив шпиономании, отрицание «низкопоклонства перед Западом» и космополитизма – специфичные черты кинематографа тех лет, нашедшие отражение и в конкретных исторических событиях – например, предвоенной дескридитирующей компании против Н. Н. Лузина, послевоенном деле «КР». В основу работы с аудиовизуальными источниками положен метод поэтапного структурированного наблюдения

Абстракт (англ.)

The article aims to study the plot of espionage in Soviet films about the life of Soviet scientists in the late 1940s-early 1950s. The Cinema of this time is attentive to the figure of a scientist: the films are dedicated to heroic biographies or scientific everyday life, they reflected the status of science in society. The author analyzes the mythology of films, reconstructs the authorities ' ideas about the ideal type of relationship between the scientist and the state. It is concluded that the role of the scientist in the cinema of those years is specific – on the one hand, his image often acquired the features of a moral maxim, on the other-was in the focus of espionage. The close intertwining of the spy motif, the negation of "admiration for the West" and cosmopolitanism - specific feature of the cinema of those years, as reflected in specific historical events – for example, the defamatory company against Nikolay N. Luzin, post-war case "КR". The audio-visual sources were analyzed with the method of step-by-step structured observation

Тип объекта:Статья
Сведения об авторах:ДОЛГОВА Евгения Андреевна – кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник, Центр междисциплинарных гуманитарных исследований, Российский государственный гуманитарный университет.
Ключевые слова:кинематограф, учёные, повседневность, шпиономания, космополитизм, этос науки
Ключевые слова (англ.):cinema, academics, daily, spy, cosmopolitan, ethos of science
Категории:9 География. Биографии. История > 94(47) История России (СССР)
Подразделения:Университеты > Российский государственный гуманитарный университет
ID Code:10264
Deposited By: С.Б. Федорова
Deposited On:11 Янв 2021 08:00
Последнее изменение:11 Янв 2021 08:00

Repository Staff Only: item control page