Категория блага в классическом западно-европейском дискурсе

Даведенко, С.В. и Бакшутова, Е.В. (2021) Категория блага в классическом западно-европейском дискурсе. Вестник ТвГУ. Серия: Философия (1). С. 168-179. ISSN 1997-9908

[thumbnail of С_3Вестник Философия 2021 № 1-168-179.pdf] PDF - Опубликованная версия
706kB

Абстракт

Статья посвящена анализу генезиса категории «благо». Актуальность данной работы обусловлена растущей значимостью такого феномена, как благополучие. Личностное благополучие – предмет исследований социологии и психологии, эксплицирующих его феноменологию прежде всего в прикладных аспектах; для социальной же философии данная проблематика выступает новеллой. Коннотация благополучия как качества жизни в современной литературе полностью нивелирует духовные аспекты категории. Авторы прослеживают трансформацию смыслов категории, исходя из понимания блага в первую очередь как «общего блага», сформировавшегося в Античности, эпоху, когда понятие и образ составляли единство в созерцании форм, благодаря чему благо выступает ценностью, объединяющей человека, человечество и мир. Для Платона благо социально и оно же – цель познания, для Аристотеля – полнота моральных добродетелей и наслаждение; идеи античных философов находят свое развитие в христианской теологии и реинтерпретируются в Новое время, когда в качестве установки познания появляется разумеющее «Я». Благо – уже не единство тела и духа, но единство разума, долга и свободы. Место метафизики занимает опыт, категория блага сменяется категорией благополучия – социального и личного, и обязательно конкретно измеримого

Абстракт (англ.)

The article is devoted to the analysis of the genesis of the category «good». The relevance of this work is due to the growing importance of such a phenomenon as well-being. Personal well-being is the subject of research by sociology and psychology, which explicate its phenomenology primarily in applied aspects; for social philosophy, this issue is a novel. The connotation of well-being as a quality of life in modern literature completely negates the spiritual aspects of the category. The authors trace the transformation of the meanings of the category, proceeding from the understanding of the good primarily as a «common good», which was formed in Antiquity, the era when the concept and the image were a unity in the contemplation of forms, due to which the Good is a value that unites man, humanity and the world. For Plato, the Good is social and it is also the goal of knowledge, for Aristotle it is the fullness of moral virtues and pleasure; the ideas of ancient philosophers find their development in Christian theology and are reinterpreted in modern times, when an understanding «I» appears as an attitude of cognition. Goodness is no longer a unity of body and spirit, but a unity of reason, duty and freedom. The place of metaphysics is taken by experience, the category of good is replaced by the category of wellbeing - social and personal, and necessarily specifically measurable

Тип объекта:Статья
Сведения об авторах:ДАВЕДЕНКО Светлана Викторовна – аспирант кафедры философии и социально-гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», г. Самара. БАКШУТОВА Екатерина Валерьевна – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры педагогики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», г. Самара.
Ключевые слова:благо, общее благо, благополучие, счастье, удовлетворенность
Ключевые слова (англ.):good, common good, well-being, happiness, satisfaction
Категории:1 Философские науки. Психология > 101 Природа и роль философии > 101.1 Природа философии. Философия как наука. Философия как искусство
Подразделения:Университеты > Самарский государственный технический университет, г. Самара
ID Code:10537
Deposited On:30 Апр 2021 11:30
Последнее изменение:30 Апр 2021 11:30

Repository Staff Only: item control page