LogoРепозиторий Тверского госуниверситета

Высшее образование: сфера услуг или новая отрасль экономики?

Махаматов, Т.М. и Махаматова, С.Т. (2021) Высшее образование: сфера услуг или новая отрасль экономики? Вестник ТвГУ. Серия: Экономика и управление (3). С. 166-178. ISSN 2219-1453

[img] PDF - Опубликованная версия
735kB

Абстракт

В статье анализируется процесс изменений направлений и уровней сферы образования, динамичное превращение ее в специфическую отрасль реальной экономики, воспроизводящую интеллектуальный капитал и научную продукцию. В современном мире, динамичном и высококонкурентном, предъявляющим большие требования к профессионализму, умениям и навыкам под конкретные задачи и проблемы, вопрос значимости получения образования в нужных объемах и в нужные сроки стал актуальным. Последние годы структурной перестройки экономик развитых и развивающихся стран, глобальные вызовы (пандемия коронавируса) буквально за считанные месяцы делают одни отрасли убыточными, их специалистов не востребованными, а другие сферы экономики, особенно новые,  более перспективными, в которых уровень зарплат соответственно гораздо выше, чем в других. В таких условиях рынок образования, отрасль обучения, переподготовка специалистов, производство и «продажа» вузами результатов прикладных и фундаментальных научных исследований в качестве специфического товара становятся крайне значимыми и подчас являются единственным фактором развития новых сфер экономики. Цель исследования: обоснование фактора трансформации рынка образования в отдельный элемент или отрасль реального сектора цифровой экономики; выявление взаимодополняемости государственной и частной систем образования; раскрытие роли новых сфер экономики в процессе данной трансформации и доказательство того, что рынок образования интегрируется с новыми сферами экономики, новыми технологиями. В работе использованы методы системного подхода, сравнительного и эконометрического анализа. Практическая значимость исследования заключается в переносе акцента от понимания рынка образования как сферы подготовки кадров для новых сфер экономики к пониманию рынка образования как внутренней составляющей новых сфер экономики. Научная новизна статьи прослеживается в постановке вопроса в другом ракурсе: новые сферы экономики становятся гораздо сложнее любого вида и уровня образования, и данные сферы трансформируют рынок образования, а не наоборот

Абстракт (англ.)

The article analyzes the process of changes in the directions and levels of education, its dynamic transformation into a specific branch of the real economy, reproducing intellectual capital and scientific products. In the modern world, dynamic and highly competitive, which makes great demands on professionalism, skills and skills for specific tasks and problems, the issue of the importance of obtaining education in the right volumes in the right time has become very relevant. The recent years of structural adjustment of the economies of developed and developing countries, the global challenges (the coronavirus pandemic) in just a matter of months make some industries unprofitable, their specialists not in demand, and other areas of the economy, especially new ones,  more promising, in which the level of salaries is correspondingly much higher than in others. Under such conditions, the education market, the training industry, retraining of specialists, the production and “sale” by the University of the Results of applied and fundamental scientific research as a specific product become extremely significant and sometimes the only factor in the development of new spheres of the economy. The purpose of the study is to substantiate the factor of transformation of the education market into a separate element or industry of the real sector of the digital economy; identifying complementarities between public and private education systems; revealing the role of new spheres of the economy in the process of this transformation and proving that the education market is integrating with new spheres of the economy and new technologies. The work uses methods of the system approach, comparative and econometric analysis. The practical significance of the study lies in shifting the emphasis from understanding the education market as a field of training for new areas of the economy to understanding the education market as an internal component of new areas of the economy. The scientific novelty of the article can be traced in setting the question in another perspective: new areas of the economy become much more complicated than any type and level of education, and these areas transform the education market, and not vice versa

Тип объекта:Статья
Сведения об авторах:МАХАМАТОВ Таир Махаматович – профессор, профессор Департамента гуманитарных наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», «Дипломатическая академия министерства иностранных дел Российской Федерации». МАХАМАТОВА Саида Таировна – старший преподаватель Департамента экономической теории, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».
Ключевые слова:рынок образования, государственный и частный секторы образования, направления деятельности рынка образования, научная продукция как специфический товар, факторы динамики рынка образования, эпоха цифровизации
Ключевые слова (англ.):education market, public and private sectors of education, areas of activity of the education market, scientific products as a specific product, factors of the dynamics of the education market, the era of digitalization
Категории:3 Общественные науки > 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки > 338 Экономическое положение. Экономическая политика. Управление и планирование в экономике. Производство. Услуги. Цены > 338.46 Сфера услуг. Экономика сферы услуг
3 Общественные науки > 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки > 338 Экономическое положение. Экономическая политика. Управление и планирование в экономике. Производство. Услуги. Цены > 338.4 Производство продукции и услуг по отраслям народного хозяйства
Подразделения:Университеты > Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
ID Code:10752
Deposited By: С.Б. Федорова
Deposited On:30 Сен 2021 11:55
Последнее изменение:30 Сен 2021 11:55

Repository Staff Only: item control page