LogoРепозиторий Тверского госуниверситета

Возможности и риски коммерциализации высшего образования

Дадаев, Я.Э. (2022) Возможности и риски коммерциализации высшего образования. Вестник ТвГУ. Серия: Экономика и управление (1). С. 263-276. ISSN 2219-1453

[img] PDF - Опубликованная версия
684kB

Абстракт

В статье рассмотрено появление и развитие коммерциализации высшего образования в контексте «академического капитализма». Проанализировано содержание и функции «предпринимательского университета». Целью статьи является исследование особенностей коммерциализации образования как современной мировой тенденции развития высшего образования. Актуальность работы обусловлена реформированием сферы высшего образования в нашей стране и необходимостью грамотного заимствования передового опыта ведущих стран. Определено, что коммерциализация означает переход системы высшего образования на рыночные отношения на основе внедрения новых методов управления, которые меняют ее положение в обществе, способствуют капитализации знаний и результатов научных исследований. Установлены особенности формирования процесса коммерциализации, среди которых наиболее значимыми являются изменение роли государства в сфере финансирования образования, трансформационные процессы в оказании образовательных услуг, диверсификация источников финансирования. Охарактеризована сущность понятий «коммерциализация», «комодификация» и «менеджеризм», обоснована их взаимосвязь в подходах трансформации образовательных учреждений по предоставлению образовательных услуг, а студентов – как потребителей. Сделан вывод о том, что предпринимательский университет является наиболее финансово успешной моделью образовательного учреждения, которая сочетает современные требования и традиционные ценности высшего образования на основе инновационной деятельности. Проведенный анализ научных статей и исследований позволил выявить различия процесса коммерциализации в зарубежных образовательных системах. Научная новизна полученных результатов заключается в обосновании такого феномена как «академический капитализм», позволяющего эффективнее использовать выгоды от академического предпринимательства образовательным организациям для достижения научно-технических, технологических и финансовых успехов

Абстракт (англ.)

This article examines the emergence and development of the commercialization of higher education in the context of "academic capitalism". The author analyzes the content and functions of the "entrepreneurial university”. The purpose of the article is to study the features of the commercialization of education as a modern global trend in the development of higher education. The relevance of the work is due to the reform of the sphere of higher education in our country and the need to competently borrow the advanced experience of leading countries. Commercialization means the transition of the higher education system to market relations based on the introduction of new management methods that change its position in society, contribute to the capitalization of knowledge and research results. The research analyzes the features of the formation of the process of commercialization among which the most significant are the change in the role of the state in the field of financing education, transformational processes in the provision of educational services, diversification of funding sources. The author defines the essence of the concepts "commercialization", "comodification" and "managementism", their interconnection and the approaches to the transformation of educational institutions for the provision of educational services, and students - as consumers. It is concluded that an entrepreneurial university is the most financially successful model of an educational institution that combines modern requirements and traditional values of higher education based on innovation. The analysis of scientific articles and research has revealed the differences in the process of commercialization in foreign educational systems. The scientific novelty of the results obtained lies in the substantiation of such a phenomenon as "academic capitalism", which allows educational organizations to more effectively use the benefits from academic entrepreneurship to achieve scientific, technical, technological and financial success

Тип объекта:Статья
Сведения об авторах:ДАДАЕВ Якуб Элхазурович – старший преподаватель кафедры экономики и экономической безопасности отраслей и предприятий ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова». Российская Федерация.
Ключевые слова:высшее образование; коммерциализация; комодификация; менеджеризм; академический капитализм; академическое предпринимательство; предпринимательский университет
Ключевые слова (англ.):higher education; commercialization; comodification; managerialism; academic capitalism; academic entrepreneurship; entrepreneurial university
Категории:3 Общественные науки > 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки > 338 Экономическое положение. Экономическая политика. Управление и планирование в экономике. Производство. Услуги. Цены > 338.1 Экономическое положение. Конъюнктура. Развитие хозяйственной структуры. Экономический рост
Подразделения:Университеты > Чеченский государственный университет
ID Code:11233
Deposited By: С.Б. Федорова
Deposited On:20 Апр 2022 08:45
Последнее изменение:20 Апр 2022 08:45

Repository Staff Only: item control page