LogoРепозиторий Тверского госуниверситета

Этический кодекс философа: pro et contra

Беляев, И.А. и Марков, Б.В. и Тульчинский, Г.Л. и Максимов, А.М. и Некрасов, С.Н. и Лившиц, Р.Л. и Бажанов, В.А. и Апресян, Р.Г. (2022) Этический кодекс философа: pro et contra. Вестник ТвГУ. Серия: Философия (3). С. 5-35. ISSN 1997-9908

[img] PDF - Опубликованная версия
838kB

Абстракт

В рамках круглого стола велась дискуссия о необходимости и возможности кодификации этической регуляции различных сторон профессиональной деятельности философов. И.А. Беляев констатирует наличие ситуации глубокого проникновения социальной имитации в сферу философии и объявляет это категорически неприемлемым. Важным условием исправления сложившейся ситуации он полагает разработку и внедрение в жизнь философского сообщества документа, этически регламентирующего профессиональную деятельность его членов. Б.В. Марков высказывает и развивает мысль о том, что мораль может выступать источником конфликта. Анализируя различные стороны этической и правовой регуляции межчеловеческого взаимодействия, он указывает на сложности этого процесса и на потребность его участников в соответствующих нормах. Г.Л. Тульчинский подвергает сомнению идею этического комплекса философа. Рассматривая данную идею как странную, он мотивирует это тем, что, с одной стороны, философам, ищущим ответы на «предельные» вопросы бытия, такой кодекс не нужен; с другой же стороны, согласно его представлениям, в среде преподавателей философии соответствующие кодексы уже действуют. А.М. Максимов фокусирует внимание на этическом измерении свободы философа. Указывая на обязательность опоры на моральные нормы, он подчёркивает безальтернативность их кации. С.Н. Некрасов в своих рассуждениях делает акцент на актуальности классово ориентированной материалистической марксистской философии. Основой требующегося философам этического кодекса он полагает призвание философии преодолевать настоящее и растворяться в будущем. Р.Л. Лившиц ведёт речь о важности понимания того, «кто в философском сообществе есть действительно кто?». Заявляя о необходимости кодификации этических норм, регулирующих деятельность философского сообщества, он высказывает по этому поводу ряд практических соображений. В.А. Бажанов выступает убеждённым сторонником кодификации этических норм применительно к профессиональной деятельности философа. Анализируя специфику этой деятельности в аспекте должного, он демонстрирует этическую насыщенность её отдельных составляющих. Р.Г. Апресян полагает идею этического кодекса философа бессмысленной и вредной. Будучи уверенным в том, что в сфере философии нет никаких проблем, не являющихся общеакадемическими, он утверждает, что этот факт снимает вопрос относительно обсуждаемого кодекса

Абстракт (англ.)

The panel discussion touches upon such topics as the necessity and the possibility of codifying the ethical regulation of various aspects of philosophers’ professional activities. I. A. Belyaev states the existence of the situation when social imitation profoundly integrates the area of philosophy and claims it to be principally unacceptable. He believes an important condition of changing that situation to be development and introduction of a written statement, which can ethically regulate all the professional activities to the philosophers’ community. B.V. Markov introduces and unfolds an idea of morality possibly being a cause of conflict. Analysing various aspects of ethical and legal regulations of inter personal interaction, he points out the difficulties of this process and the demand of its participants for the corresponding norms. G.L. Tulchinsky disputes the idea of the philosopher’s code of ethics. Regarding this idea as an erratic one, he explains that, on the one hand, philosophers, looking for the answers to the ultimate questions of genesis, have no need in such a code; while on the other hand, according to his views, in the area of schoolmen in philosophy the corresponding codes are already introduced and integrated. A.M. Maksimov focuses his attention on the ethical measure for philosophers’ freedom. Pointing out the obligation to base upon moral standards, he emphasises the invariability of their codification. S.N. Nekrasov in his inquisition accentuates the relevance of class-oriented materialistic philosophy of Marxism. He believes the base of the demanded philosophers’ code of ethics to be the calling of philosophy to overcome the present and to be dissolved in the future. R.L. Livshits presents the importance of understanding «who really is who in the philosophers’ community». Claiming the necessity of codifying the ethical norms, regulating the activities of the philosophers’ community, he expresses a number of practical considerations in this regard. V.A. Bazhanov positions himself as a supporter of codifying the ethical norms as applied to the professional activities of philosophers. Analysing the specifications of these activities in the due aspects, he demonstrates the ethical saturation of its selected constituents. R.G. Apresyan believes that the idea of the philosopher’s code of ethics is meaningless and harmful. Being assured that the area of philosophy has no issues whatsoever that can be considered commonly academic, he states that this fact disallows the question of the discussed code

Тип объекта:Статья
Сведения об авторах:БЕЛЯЕВ Игорь Александрович – доцент, доктор философских наук, профессор кафедры философии, культурологии и социологии, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург, Россия. SPIN-код: 8918-7755, МАРКОВ Борис Васильевич – профессор, доктор философских наук, профессор кафедры философской антропологии, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», г. Санкт-Петербург, Россия. SPINкод: 1782-7049, ТУЛЬЧИНСКИЙ Григорий Львович – профессор, доктор философских наук, профессор департамента государственного администрирования, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Санкт-Петербург, Россия. SPIN-код: 9081-4712, МАКСИМОВ Александр Михайлович – профессор, доктор философских наук, профессор кафедры английского языка и гуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный аграрный университет», г. Оренбург, Россия. SPIN-код: 2132-5203, НЕКРАСОВ Станислав Николаевич – профессор, доктор философских наук, профессор кафедры философии, ФГБОУ ВО «Уральский государственный аграрный университет», г. Екатеринбург, Россия; профессор кафедры культурологии и дизайна, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург, Россия. SPIN-код: 8177-2761, ЛИВШИЦ Рудольф Львович – профессор, доктор философских наук, профессор кафедры истории, философии и права, ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», г. Комсомольск-на Амуре, Россия. SPIN-код: 3816-1368, БАЖАНОВ Валентин Александрович – профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск, Россия. SPIN-код: 2644-7587, АПРЕСЯН Рубен Грантович – профессор, доктор философских наук, руководитель сектора этики, ФГБУН Институт философии Российской академии наук, г. Москва, Россия. SPIN-код: 8124-0529.
Ключевые слова:академическая этика, конфликт, мораль, ответственность, свобода, социальная имитация, философ, философия, философское сообщество, этический кодекс
Ключевые слова (англ.):academicethics, code of ethics, conflict, freedom, morals, responsibility, social imitation, philosophy, philosopher, philosophers’ community
Категории:1 Философские науки. Психология > 101 Природа и роль философии
1 Философские науки. Психология > 17 Этика. Учение о морали. Практическая философия > 172 Социальная этика.
1 Философские науки. Психология > 17 Этика. Учение о морали. Практическая философия > 174 Профессиональная и деловая этика
Подразделения:Университеты > Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Комсомольск-на-Амуре
Университеты > Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Университеты > Оренбургский государственный университет
Университеты > Санкт-Петербургский государственный университет
Университеты > Ульяновский государственный университет
Университеты > Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
Университеты > Орловский государственный аграрный университет, Орел
Университеты > Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург
ID Code:11648
Deposited By: С.Б. Федорова
Deposited On:09 Дек 2022 09:00
Последнее изменение:09 Дек 2022 09:00

Repository Staff Only: item control page