LogoРепозиторий Тверского госуниверситета

Образы женщин в отечественном кинематографе: социально-философский анализ

Козлова, Н.Н. и Куликова, Е.В. (2023) Образы женщин в отечественном кинематографе: социально-философский анализ. Вестник ТвГУ. Серия: Философия (3). С. 48-56. ISSN 1997-9908

[img] PDF - Опубликованная версия
676kB

Абстракт

Анализируется эволюция образов женщин в советском и современном российском кинематографе. Выявлена связь идеологических трансформаций и социокультурных изменений в различные периоды российской истории с конструированием образов женщин в кино. Формирование идеологически детерминированного советского гендерного контракта женщины как «работающей матери» воплотилось на киноэкранах в образах «строительниц коммунизма», «боевых подруг» или «сестер милосердия». К концу ХХ в. фокус внимания отечественных кинорежиссеров сместился из публичной жизни женщин в частную. Вызванная распадом советской модели социального порядка в 1990-е гг. трансформация социального бытия привела к существенному расширению спектра образов женщин. В российском кинематографе отразились актуализированные в новом гендерном порядке социальные роли женщин: от домохозяйки до бизнеследи. Востребованная в современном российском социуме семиотика героя отразилась в образах женщин-протагонистов: женщины становились главными героинями в приключенческих фильмах, сложных психологических драмах, детективах и других жанрах, в которых ранее они были представлены только как второстепенные персонажи. Выход женских персонажей из контекста Другого (как правило мужского персонажа) воплотился в фильмах, которые расширяют представления о женском опыте, репрезентируют его через внутриличностные кризисы, переживания героинь, стремящихся в новых российских реалиях найти свое место в обществе. В связи с актуализацией на современном этапе развития российского общества духовно-нравственных ориентиров, возрождением детско-юношеского кинематографа режиссеры и сценаристы предлагают новые образы женщин в кино, которые осмысляются через сложности взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, друзьями; деконструкции подвергаются понятия семьи, брака и любви

Абстракт (англ.)

The article analyzes the evolution of images of women in Soviet and modern Russian cinema. The connection of ideological transformations and socio-cultural changes in various periods of Russian history with the construction of images of women in cinema is revealed. The formation of an ideologically determined Soviet gender contract of a woman as a «working mother» was embodied on movie screens in the images of «construction workers of communism», «combat girlfriends» or «sisters of mercy». By the end of the twentieth century, the focus of attention of domestic filmmakers shifted from the public life of women to the private one. The transformation of social existence caused by the collapse of the Soviet model of social order in the 1990s led to a significant expansion of the range of images of women. The social roles of women, actualized in a new gender order, have been reflected in Russian cinema: from housewives to businesswomen. The semiotics of the hero, which is in demand in modern Russian society, is reflected in the images of female protagonists: women become the main characters in adventure films, complex psychological dramas, detective stories and other genres in which they were previously presented only as minor characters. The withdrawal of female characters from the context of Another (usually male character) has been embodied in films that expand ideas about women's experience, represent it through intrapersonal crises, the distress of heroines seeking to find their place in society in the new Russian realities. In connection with the actualization of spiritual and moral guidelines at the present stage of development of Russian society, the revival of children's and youth cinema, directors and screenwriters offer new images of women in cinema, which are comprehended through the complexities of relationships between spouses, parents and children, friends; the concepts of family, marriage and love are deconstructed

Тип объекта:Статья
Сведения об авторах:КОЗЛОВА Наталия Николаевна – доктор политических наук, доцент, заведующая кафедрой политологии, Институт экономики и управления, ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверь; профессор кафедры политологии и прикладной политической работы, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва. КУЛИКОВА Елизавета Владимировна – аспирант кафедры политологии ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверь; младший научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук, г. Москва.
Ключевые слова:образы женщин в кино, советский и российский кинематограф, социальные трансформации, социальный конструктивизм, эволюция образа женщины в искусстве, гендерный порядок, женский опыт, деконструкция семьи и брака
Ключевые слова (англ.):images of women in cinema, Soviet and Russian cinema, social transformations, social constructivism, evolution of the image of women in art, gender order, women's experience, deconstruction of family and marriage
Категории:1 Философские науки. Психология > 1(091) История философии
3 Общественные науки > 31 Демография. Социология. Статистика > 316 Социология > 316.3 Социальная структура
Подразделения:Институты, НИИ > Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук, г. Москва
Университеты > Российский государственный социальный университет
Университеты > Тверской государственный университет
ID Code:12371
Deposited By: С.Б. Федорова
Deposited On:25 Дек 2023 07:35
Последнее изменение:25 Дек 2023 07:35

Repository Staff Only: item control page