LogoРепозиторий Тверского госуниверситета

Молчание и умолчание в истории. К философской проблематике иконографии Ясеноваца

Гусева, А.А. (2023) Молчание и умолчание в истории. К философской проблематике иконографии Ясеноваца. Вестник ТвГУ. Серия: Философия (4). С. 53-65. ISSN 1997-9908

[img] PDF - Опубликованная версия
631kB

Абстракт

Тема молчания/умолчания в истории, рассмотренная в философском аспекте, дает новые возможности для анализа и интерпретации исторических событий, включенных в национальную, культурную, историческую память. По словам Б. Кроче, эстетика – наука о выражении, прежде всего словесном – но и образном. Иконографический ряд, связанный с сюжетом о новомучениках сербских, выстраивает нарратив о пострадавших в годы Второй мировой войны, важным структурно-семантическим признаком которого является линия молчания/умолчания. Предметом исследования стала философская экспликация исторического сознания и памяти, связанная с Ясеновацким концлагерем, где погибло более 700 тыс. сербов. Молчание в истории может быть связано не только с идеологическими причинами формирования памяти (рекоммеморацией), но и с чувством сакрального – святого и страшного, которое не может быть выражено вовне. Инструменты сакрализированного забвения, актуальные для более древних агиографических нарративов, еще не работают – поэтому в данном случае можно говорить не только об экзистециальном молчании, но и об онтоэстетическом аспекте молчания, в основе которого восполнение мира – и перенесение страдания в область надмирного, что дает повод для нового осмысления исторического сознания

Абстракт (англ.)

The theme of silence in history, considered in a philosophical aspect, provides new opportunities for the analysis and interpretation of historical events included in national, cultural, historical memory. According to B. Croce, aesthetics is the science of expression, primarily verbal, but also figurative. The iconographic series associated with the story of the New Serbian Martyrs builds a narrative about the victims of the Second World War, an important structural and semantic feature of which is the line of silence/silence. The subject of the study was the philosophical explication of historical consciousness and memory associated with the Jasenovac concentration camp, where more than 700 thousand Serbs died. Silence in history can be associated not only with the ideological reasons for the formation of memory (remembrance), but also with a sense of the sacred – holy and terrible, which cannot be expressed externally. The plots related to the depiction of the New Serbian Martyrs speak about the events of recent history; the tools of sacralized oblivion, relevant to more ancient hagiographic narratives, do not work yet – therefore, in this case, we can talk not only about existential silence, where pain, fear, and atoning sacrifice meet in the same space, but also about the ontoesthetic aspect of silence, which is based on the replenishment of the world – and the transfer of suffering to the realm of the supramundane, which it gives rise to a new understanding of historical consciousness

Тип объекта:Статья
Сведения об авторах:ГУСЕВА Анна Андреевна – кандидат философских наук, научный сотрудник сектора философских проблем социальных и гуманитарных наук, ФГБУН «Институт философии Российской академии наук», г. Москва.
Ключевые слова:молчание/умолчание в истории, историческое сознание, историческая память, ясеновацкие мученики, история Сербии
Ключевые слова (англ.):silence/silence in history, historical consciousness, historical memory, the Jasenovac martyrs, the history of Serbia
Категории:1 Философские науки. Психология > 13 Философия духа. Метафизика духовной жизни > 130.2 Философия культуры. Системы культуры. Культурологические учения.
1 Философские науки. Психология > 128 Душа. Смысл жизни и смерти
Подразделения:Институты, НИИ > Институт философии Российской академии наук, г. Москва
ID Code:12517
Deposited By: С.Б. Федорова
Deposited On:02 Фев 2024 10:51
Последнее изменение:02 Фев 2024 10:51

Repository Staff Only: item control page