LogoTver State University Repository

Зависимость динамики соотношения вербального/невербального компонентов творческого мышления подростков от типа школьного обучения

Пахомова, А.М. (2014) Зависимость динамики соотношения вербального/невербального компонентов творческого мышления подростков от типа школьного обучения. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология (1). pp. 188-193. ISSN 1999-4133

[img]
Preview
PDF - Published Version
309kB

Abstract

Статья посвящена исследованию влияния программы школьного обучения как средового фактора, определяющего динамику соотношения вербального и невербального компонентов творческого мышления подростков 5–11-х классов. В эмпирическом исследовании с использованием сравнительно-возрастного (срезового) метода, применялись вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» (И.С. Аверина, Е.И. Щебланова 1996) и фигурная «форма В» теста П.Торренса (Е.И. Щебланова 1993). Анализ диагностических данных, полученных в школах с разными программами обучения («Школы России», «Школа 2100», программа «Звездный английский язык», программа Б.М. Неменского) показал существование обязательных этапов преобладания компонентов творческого мышления. Вначале преобладает невербальный компонент, затем наступает этап равенства значений, затем – этап преобладания вербального компонента. Выявленные этапы не зависят от программы школьного обучения. Содержание образовательной программы оказывает влияние только на скорость наступления этапа выравнивания значений. Полученные в исследовании данные обнаруживают новые факты в динамике соотношения вербального и невербального компонентов творческого мышления на протяжении подросткового возраста у учащихся массовых школ, что уточняет имеющиеся данные о возрастной и индивидуальной динамике развития компонентов творческого мышления подростков

Abstract (en)

The article is devoted to investigation of the influence of school curricula, as environmental factor that determines the dynamics of the ratio of verbal and non-verbal components of creative thinking adolescents in grades 5 to 11. In an empirical study using comparative age (MSCT) method, applied verbal test of creative thinking Unusual use" (I.S. Averina, E.I. Sheblanova 1996) and full brace "form B" test E.P. Torrens (E.I. Sheblanova 1993). Analysis of diagnostic data obtained in schools with different training programs («Schools of Russia», «School 2100», the program «Star English» program B.M. Nemenski), has revealed the existence of obligatory stages of the prevalence of components of creative thinking. Initially dominated the non-verbal component, then comes the stage of equality of the values, then step to the predominance of verbal component. Identified stages do not depend on the school curricula. Content of the educational program only affects the speed of alignment values. Obtained in a study of the data reveal new facts in the dynamics of the ratio of verbal and non-verbal components of creative thinking during adolescence students in mainstream schools, which specifies the available data on the age and individual development dynamics of the components of creative thinking adolescents

Item Type:Article
Additional Information:ПАХОМОВА Анастасия Максимовна – аспирант кафедры «Возрастная психология» факультета «Психология образования» ГОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет
Uncontrolled Keywords:подростковый возраст, творческое мышление, вербальный компонент творческого мышления, невербальный компонент творческого мышления, динамика соотношения компонентов
Keywords (en):young adolescents (teenagers), creative thinking, verbal component, nonverbal component, dynamics of correlation of components
Subjects:1 Философские науки. Психология > 159.9 Психология > 159.9.07 Психологические исследования
Divisions:Университеты > Московский городской психолого-педагогический университет
ID Code:4284
Deposited By:INVALID USER
Deposited On:08 Jan 2017 08:39
Last Modified:08 Jan 2017 08:39

Repository Staff Only: item control page