
216

Вестник ТвГУ. Серия «Филология». 2016. № 3.

УДК 070.1

«ПРОКРЕМЛЕВСКИЕ НАРРАТИВЫ» 
В МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 

(по материалам русскоязычного сайта 
Европейской службы внешних связей)

Н. А. Цынарёва

Московский государственный университет
кафедра зарубежной журналистики и литературы

В статье проводится анализ материалов средств массовой информации, опубли-
кованных на русскоязычном сайте Европейского Союза. Данные материалы пред-
ставлены оперативной группой ЕС в виде еженедельных обзоров дезинформа-
ции, распространяемой российскими медиа.
Ключевые слова: Европейский Союз, средства массовой информации, сайт, об-
зор дезинформации, прокремлевская позиция. 

В марте 2015  г. на саммите Европейского Союза в Брюсселе глава европей-
ской дипломатии Федерика Могерини получила поручение подготовить план по 
противодействию российской «дезинформации» при освещении конфликта на вос-
токе Украины. Спустя два месяца комитет по иностранным делам Европарламен-
та принял резолюцию о выделении средств на борьбу с российской пропагандой, 
рекомендующую странам ЕС воздерживаться от двусторонних контактов с РФ и 
наращивать совместные усилия для противостояния агрессивной информационной 
политике Кремля. Разработанные Ф. Могерини предложения по противодействию 
российской пропаганде были одобрены. Результатом стало создание Оперативной 
рабочей группы по стратегическим коммуникациям Европейской службы внешних 
связей East StratCom Task Force, отвечающей за реализацию антипропагандистских 
мероприятий ЕС.

В начале 2016 г. Европейская служба внешних связей ЕС представила об-
щественности официальный русскоязычный сайт Евросоюза [8] и запустила еже-
недельный «обзор дезинформации», направленный на выявление и опровержение 
заведомо ложных утверждений, с точки зрения ЕС, в материалах российских СМИ и 
в медийном пространстве стран Восточной Европы и некоторых государств-членов 
ЕС. Еженедельно Оперативная группа выкладывает Обзор дезинформации, найден-
ной в медиа РФ и за ее пределами с целью демонстрации деятельности кремлевской 
информационной кампании. Кроме того, каждую пятницу выходит Дайджест дезин-
формации, представляющий анализ «прокремлевских нарративов» в социальных 
сетях. Выпуски начали публиковаться на сайте ЕС с января 2016 года (14.01.2016). 
Первый обзор, появившийся на русской странице Европейской службы внешних 
связей, имеет номер десять. Очевидно, что предыдущие выпуски представлены в 
каких-то других источниках. На данный момент на сайте можно найти 20 выпусков, 
последний из которых был опубликован 23 июня 2016 г. (Вып. 31).

В начале каждого обзора Оперативная рабочая группа по стратегическим 
коммуникациям приводит краткий анонс аналитического отчета, после которого от-

С. 216–221



217

Журналистика и реклама

дельным файлом прикреплен сам обзор в виде сводной таблицы. Графы таблицы 
включают указание на дату анализируемого материала, охватываемую целевую ау-
диторию (указание на язык публикации), ссылку на источник и автора, нашедшего 
данное «ложное» сообщение. В двух главных столбцах обозначены суть дезинфор-
мации и ее опровержение.

Важной и принципиальной, на наш взгляд, является финальная фраза всех 
обзоров, озаглавленная как «Снятие ответственности»: «Данный материал пред-
ставляет собой подборку материалов, которые собирают члены сети по разоблаче-
нию дезинформации, созданной Оперативной рабочей группой по стратегическим 
коммуникациям. Оперативная рабочая группа не является источником материалов, 
а только собирает их. Мнения и суждения, выраженные в данных материалах, не 
отражают официальную позицию ЕС» [1]. Таким образом, данным заявлением Ев-
ропейская служба внешних связей ЕС снимает с себя всю ответственность за пред-
ставление информационных подборок. Опубликованные материалы и приведенные 
аргументы не соотносятся с официальной позицией Евросоюза по анализируемым 
проблемам и затрагиваемым вопросам.

Среди наиболее актуальных тем, часто появляющихся на страницах ежене-
дельных аналитических обзоров Европейской службы внешних связей, можно вы-
делить несколько направлений, что свидетельствует об определенных принципах 
отбора «ложных» фактов и их обработке:

Украина и события, связанные с украинским кризисом («аннексия» Крыма, 
вооруженные конфликты на Донбассе, дело Н. Савченко и др.). 

Внешняя политика России и ее взаимоотношения с другими акторами миро-
вой системы (сирийская проблема, РФ и США, РФ и ЕС, РФ и НАТО и др.). 

Картина мира глазами российских СМИ: зарубежные лидеры (П. Порошен-
ко, Б.  Обама, А.  Меркель), международный терроризм, современные конфликты, 
«Панамское досье» и т. д.

Стоит обратить внимание на источники дезинформации, которые фигури-
руют в аналитических отчетах. Они включают только часть российских СМИ, пу-
бликующих материалы на русском языке, остальные представляют медийное про-
странство бывших союзных республик и некоторых стран Европейского Союза и, 
следовательно, ориентированы на иноязычную аудиторию.

Особое внимание необходимо уделить авторам присланных сообщений о 
дезинформации. Наиболее часто в обзорах встречается фамилия журналиста укра-
инской газеты Depo.ua Александра Никонорова, позиционирующего себя как бло-
гера и исследователя. Также активным разоблачителем является бывший журналист 
Павел Спирин, чья национальность, актуальная сфера деятельности и осведомлен-
ность остаются под большим вопросом. Достаточно много материалов поступает 
от Аналитического центра по Европейским ценностям, который является негосу-
дарственным образованием Чешской республики. Подобная подборка авторов не 
может не заставить задуматься над объективностью и беспристрастностью анали-
зируемых и оцениваемых материалов.

Кроме того, сомнение вызывает использование некоторых малоизвестных 
интернет-сайтов в качестве первоисточников, которые часто используются для цити-
рования и опровержения ложных сведений российской информационной кампании.

Регулярно в выпуски обзора попадают материалы телеканала Russia Today, 
Первого канала (политическое ток-шоу «Воскресный вечер с Владимиром Соловье-
вым», ток-шоу «Время покажет с Петром Толстым»), телеканала «Россия 1» (но-



218

Вестник ТвГУ. Серия «Филология». 2016. № 3.

востное шоу «Вести недели с Дмитрием Киселевым»), канала YouTube («Военная 
тайна» с Игорем Прокопенко), газеты Lenta.ru, «Комсомольская правда» и др.

Важно отметить, что крайне поверхностно и односторонне представляется 
опровержение российской «дезинформации» в обзорах ЕС.

В данной статье мы попытались выделить основные приемы разоблачения 
дезинформации, которые использует Оперативная рабочая группа по стратегиче-
ским коммуникациям ЕС, и проиллюстрировать их на конкретных примерах.

Приемы разоблачения / опровержения дезинформации:
Главный аргумент – «отсутствие доказательств», соответственно отсут-

ствие опровержения. Во многих материалах, особенно ранних выпусков (январь – 
февраль 2016 г.), графа «Опровержение» содержит исчерпывающую фразу «Дока-
зательства не приводятся». В 13-м выпуске дезинформации от 3 февраля 2016 г. 
упоминается тезис, сформулированный в программе телеканала «Россия 1» «Вести 
недели» с Дмитрием Киселевым: «Американцы узаконили терроризм и сделали его 
одним из методов военных действий» [2]. Инструментом разоблачения становится 
отсутствие доказательств. В Обзоре дезинформации от 18 февраля 2016 г. главным 
трендом недели обозначен тезис, озвученный президентом академии геополитиче-
ских проблем Л. Ивашовым в программе «Воскресный вечер с Владимиром Соло-
вьевым» на Первом канале от 07 февраля 2016 г.: «В Сирии США пытаются раз-
вязать крупномасштабный военный конфликт с Россией» [3]. В качестве опровер-
жения выступает аргумент «Доказательства не приводятся». Возникает логичный 
вопрос: можно ли это считать разоблачением? 

Еще один тренд данного выпуска – фраза, высказанная ведущим Максимом 
Шевченко в программе НТВ «Большинство» от 12 февраля 2016 г.: «Европейский 
парламент поддерживает движение геев в Европе и пытается уничтожить различия 
между мужчинами и женщинами, в частности, во Франции» [3]. Опровержением 
также является отсутствие доказательств. Под трендом недели можно понимать 
наиболее эксцентричные и эпатажные высказывания известных лиц, которые Опе-
ративная группа приводит в качестве официально принятых и разделяемых боль-
шинством заявлений, что выглядит совершенно некорректно.

В данном случае можно говорить о двух неточностях, допускаемых рабо-
чей группой: демонстрация высказывания / публикации, которая имеет заведомо 
спорный характер; фраза «отсутствие доказательств» не может считаться опровер-
жением.

Приведение зеркального антитезиса. На «ложный» тезис приводится обрат-
ный антитезис. В обзоре дезинформации от 03 февраля 2016 г. статья «В Берлине 
беженец столкнул под поезд 20-летнюю девушку» от 21 января 2016 г., опублико-
ванная на сайте телеканала 5-tv.ru, была опровергнута заявлением: «Этот человек – 
не беженец» [2]. В этом же выпуске информация о докладе ФСБ получила бездока-
зательный контраргумент: «Этого доклада не существует» [2].

Ответное обвинение. Во многих выпусках тем или иным образом упоми-
нается информация о событиях в Киеве 2014  г. и кризисе на Украине. Главный 
аргумент на все подобные тезисы: «Демонстрации, начавшиеся в Киеве в ноябре 
2013 г., были вызваны желанием самих украинцев иметь более тесные отношения с 
Европейским союзом и их недовольством тем, что президент Янукович остановил 
движение в этом направлении под давлением со стороны России». Давление РФ в 
данном контексте не подвергается сомнению. В выпуске дезинформации 17 от 01 
марта 2016 г. дважды цитируются отдельные фразы из ток-шоу «Воскресный вечер 

С. 216–221



219

Журналистика и реклама

с Владимиром Соловьевым» от 21 февраля 2016 г. с приведением резких бездока-
зательных контраргументов: «В Украине идет гражданская война. – В Украине нет 
гражданской войны; есть конфликт между Украиной, с одной стороны, и поддержи-
ваемыми Россией сепаратистами – с другой»; «Украина была создана искусственно 
как государство, враждебное России. – Украина суверенное государство, чья терри-
тория была аннексирована и оккупирована Россией» [5].

Аналогично заявления о Минских соглашениях и обязанностях Украины по 
их выполнению (Вып.  16) воспринимаются как противоестественные, поскольку 
контраргументом является тезис: «Восстановление контроля над границами Укра-
ины зависит от России и от сил сепаратистов, которых Россия поддерживает» [4]. 
Подобные резкие обвинения требуют в первую очередь собственной доказательной 
базы и аргументированного обоснования.

Вырывание из общего контекста обрывочных заявлений и постановка их в 
сильную позицию. Выпуск от 16 июня 2016 г. содержит несколько вырванных фраз 
из ток-шоу Петра Толстого «Время покажет» от 10 июня 2016 г. на тему «Историче-
ские казусы Украины»: «У Украины – нацистская идентичность», «Украина никогда 
не существовала как независимое государство» [7]. При этом совершенно не упо-
минаются основополагающие тезисы и не учитывается главная нить рассуждения в 
передаче.

Представление частных мнений респондентов в качестве официальной госу-
дарственной позиции. Данный прием применяется практически при любом упоми-
нании примеров из телепередач (политическое ток-шоу «Воскресный вечер с Влади-
миром Соловьевым», ток-шоу «Время покажет с Петром Толстым», «Военная тайна» 
с Игорем Прокопенко и др.), когда отдельные контекстуальные фразы приглашенных 
аналитиков, экспертов, гостей ставятся в сильную позицию и трактуются как истина 
в последней инстанции или официальная позиция должностных лиц. При этом со-
вершенно оправданным выглядит использование в качестве контраргумента тезиса 
о том, что частное мнение не может претендовать на официальное заявление. Так, в 
выпуске 28 от 02 июня 2016 г. на публикацию «Украинский парламент выступает за 
новую депортацию крымских татар» на сайте РЕН.ТВ от 19 мая 2016 г. было дано 
следующее опровержение: «Аркадий (Андрей. – Прим. Н. Ц.) Сенченко предлагал 
выселить с полуострова всех тех, кто переехал туда после 20 февраля 2016 г. Он уже 
не член парламента, и его взгляды на Крым – это взгляды частного лица, никоим 
образом не выражающие политическую позицию Украины» [6]. Высказывания рос-
сийских частных лиц приводятся как официальные заявления.

Искажение тезиса и его интерпретация в нужном ключе. В 30-м выпуске 
дезинформации от 16 июня 2016 г. приводится искаженная цитата из статьи «Фин-
ны приняли своих солдат за «вежливых людей», опубликованной 01 июня 2016 г. в 
интернет-газете EG.RU: «Из-за антироссийской пропаганды жители острова Кам-
схольмен, Финляндия, по ошибке приняли военные учения за российское вторже-
ние» [7]. В качестве опровержения представлено следующее суждение: «В свете 
незаконных действий России в Крыму и в Восточной Украине, наряду с предупре-
ждением президента Путина Румынии и Польше, неудивительно, что военные уче-
ния вызвали у граждан озабоченность». Подобное утверждение имеет явный кон-
нотативный оттенок и подчеркивает довольно однозначное отношение к стране и ее 
руководителю.

Апелляция к одним и тем же аргументам. Это многократно повторяющиеся 
заявления об аннексии Крыма, о поддерживаемых Россией сепаратистах, о помощи 



220

Вестник ТвГУ. Серия «Филология». 2016. № 3.

со стороны России бывшему украинскому президенту В.Ф. Януковичу, о военной 
интервенции РФ в Сирию и российских бомбардировках мирного населения Си-
рии и др. Используемые Оперативной рабочей группой ЕС приемы опровержения 
дезинформации не исчерпываются перечисленным списком. Важно отметить, что 
аналитические обзоры, еженедельно публикующиеся на русскоязычном сайте Евро-
пейской службы внешних связей и претендующие на истинность и объективность, 
таковыми не являются. В эпоху информационных войн и глобальных коммуникаци-
онных процессов следует более осторожно и аккуратно обращаться с информаци-
ей, подвергая ее тщательной проверке и доводя ее до фактологической точности и 
неопровержимости.

Список литературы
1.	 Обзор дезинформации. Неделя 10 [Электронный ресурс] // Официальный 

сайт Европейской службы внешних связей. URL: http://eeas.europa.eu/top_sto-
ries/2016/140116_dr10-covernote_ru.htm. (Дата обращения: 19.08.2016.) 

2.	 Обзор дезинформации. Неделя 13 [Электронный ресурс] // Официальный 
сайт Европейской службы внешних связей. URL: http://eeas.europa.eu/top_
stories/2016/30216_2_ru.htm. (Дата обращения: 19.08.2016.) 

3.	 Обзор дезинформации. Неделя 15 [Электронный ресурс] // Официальный 
сайт Европейской службы внешних связей. URL: http://eeas.europa.eu/top_
stories/2016/180216_ru.htm. (Дата обращения: 19.08.2016.) 

4.	 Обзор дезинформации. Неделя 16 [Электронный ресурс] // Официальный 
сайт Европейской службы внешних связей. URL: http://eeas.europa.eu/top_
stories/2016/2502016_ru.htm. (Дата обращения: 19.08.2016.) 

5.	 Обзор дезинформации. Неделя 17  [Электронный ресурс] // Официальный 
сайт Европейской службы внешних связей. URL: http://us11.campaign-ar-
chive2.com/?u=cd23226ada1699a77000eb60b&id=6c33b573a8. (Дата обращения: 
19.08.2016.) 

6.	 Обзор дезинформации. Неделя 28 [Электронный ресурс] // Официальный 
сайт Европейской службы внешних связей. URL: http://us11.campaign-ar-
chive1.com/?u=cd23226ada1699a77000eb60b&id=d73bc65ced. (Дата обращения: 
19.08.2016.) 

7.	 Обзор дезинформации. Неделя 30 [Электронный ресурс] // Официальный сайт 
Европейской службы внешних связей. URL: http://us11.campaign-archive1.com/?u
=cd23226ada1699a77000eb60b&id=86ef40e43e. (Дата обращения: 19.08.2016.) 

8.	 Официальный сайт Европейской службы внешних связей [Электронный ре-
сурс]. URL: http://eeas.europa.eu/ru/index_ru.htm. (Дата обращения: 19.08.2016.)

9.	 Official website of the European Union [Электронный ресурс]. URL: http://europa.
eu/index_en.htm. (Дата обращения: 19.08.2016.) 

10.	 Official website of Euronews [Электронный ресурс]. URL: http://www.euronews.
com/. (Дата обращения: 19.08.2016.) 

11.	 Official website of the European Commission [Электронный ресурс]. URL: https://
ec.europa.eu/digital-single-market/media-freedom-and-pluralism. (Дата обраще-
ния: 19.08.2016.) 

12.	 Official website of the Organization for Security and Co-operation in Europe 
[Электронный ресурс]. URL: http://www.osce.org/ru/fom. (Дата обращения: 
19.08.2016.)

С. 216–221



221

Журналистика и реклама

“THE PRO-KREMLIN NARRATIVE” IN THE MEDIA SPACE
(based on the materials of the Russian-language website of the EEAS)

N. A. Tsynaryeva

Moscow State University
Department of Foreign Journalism and Literature

The article analyzes the media material published on the Russian-language website of 
the European Union. These materials are represented by a task force of the EU (East 
StratCom Task Force) in the form of weekly disinformation reports spread by the Rus-
sian media.
Keywords: European Union, media, website, disinformation review, the pro-Kremlin 
stance.

Об авторе:
ЦЫНАРЁВА Наталья Александровна – кандидат филологических наук, 

старший научный сотрудник лаборатории по изучению зарубежной печати кафедры 
зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики Московского 
государственного университета (125009, Москва, ул. Моховая, 9), e-mail: tsynareva.
na@gmail.com.

About the author:
TsynarYeva Natalya Aleksandrovna – Candidate of Philology, Senior Research 

Officer of the Laboratory for Foreign Press Studies at the Department of Foreign Journal-
ism and Literature, Faculty of Journalism, Moscow State University (125009, Moscow, 
Mokhovaya, 9), e-mail: tsynareva.na@gmail.com.


