LogoTver State University Repository

Интегративный подход к изучению творческих профессий (на примере актера драматического театра)

Леньков, С.Л. and Рубцова, Н.Е. and Сергиенко, Е.Л. (2017) Интегративный подход к изучению творческих профессий (на примере актера драматического театра). Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология (2). pp. 82-95. ISSN 1999-4133

[img]
Preview
PDF - Published Version
580kB

Abstract

Статья посвящена конкретизации методологии парадигмы целостности при психологическом изучении творческих профессий. Показано, что данная парадигма в настоящее время интенсивно развивается, проявляясь в различных формах, в том числе системного, интегративного, комплексного и иных подобных методологических подходов. Вместе с тем имеются серьезные трудности, ограничивающие ее фактический эвристический потенциал и связанные в первую очередь с недостаточностью абстрактно-философских форм ее представления как содержательной основы конкретно-научных исследовательских методов. В качестве конструктивного способа преодоления подобных трудностей предложен интегративный подход, включающий ряд базовых методологических положений, конкретизирующих парадигму целостности применительно к психологическому изучению такой сложной области деятельности и самореализации человека, как творческие профессии. Для содержательной иллюстрации и эмпирического подтверждения справедливости предлагаемого подхода рассмотрено его применение к изучению профессиональной деятельности актера драматического театра. Приведены результаты, показывающие, что предложенный подход позволил выявить связи эффективности данной профессиональной деятельности с такими профессионально важными качествами актера, как рефлексивность, креативность, показатели трудовой мотивации и копинг-стратегии

Abstract (en)

The article is devoted to fleshing out the methodology of the integrity paradigm in the psychological study of creative professions. It is shown that this paradigm is now rapidly evolving, manifesting itself in various forms, including system, integrative, comprehensive, and other similar methodological approaches. However, there are serious constraints that limit its actual heuristic potential and associated, primarily, with the failure of abstract philosophical forms of its representation as a meaningful basis of concrete scientific research methods. As a constructive way of overcoming such difficulties, the proposed integrative approach, which includes a number of basic methodological provisions that specify the paradigm of integrity as applied to the psychological study such a complex field of activities and of human self-realization as a creative profession. For meaningful illustrations and empirical evidence of the fairness of the proposed approach is considered its application to the study of professional activity of the actor of drama theatre. The results show that the proposed approach allowed us to identify when the effectiveness of the professional activities of such professionally important qualities as reflexivity, creativity, indicators of work motivation and coping strategies

Item Type:Article
Additional Information:ЛЕНЬКОВ Сергей Леонидович – доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории антропологической психологии и профессионального развития педагогов, ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» , РУБЦОВА Надежда Евгеньевна – доктор психологических наук, доцент, главный специалист управления координации научных исследований, ФГБУ «Российская академия образования» , СЕРГИЕНКО Елена Леонидовна – магистр психологии, дипломированный актер театра и кино, преподаватель кафедры философии, истории и теории культуры ФГБОУ ВО «Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова» (г. Москва)
Uncontrolled Keywords:парадигма целостности, интегративный подход, психология профессиональной деятельности, субъект труда, актер драматического театра
Keywords (en):paradigm of integrity, integrative approach, psychology of professional activity, subject of labour, the actor of drama theatre
Subjects:1 Философские науки. Психология > 159.9 Психология
Divisions:Академии > Российская академия образования
> Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования
> Театральный институт имени Бориса Щукина
ID Code:6988
Deposited By: С.Б. Федорова
Deposited On:20 Oct 2017 08:45
Last Modified:20 Oct 2017 08:45

Repository Staff Only: item control page