LogoTver State University Repository

Открытие повседневности как нового темпорального режима в советской бытовой кинодраме 1920-х годов

Якимов, А.Е. (2020) Открытие повседневности как нового темпорального режима в советской бытовой кинодраме 1920-х годов. Вестник ТвГУ. Серия: Философия (2). pp. 69-78. ISSN 1997-9908

[img] PDF - Published Version
625kB

Abstract

Статья посвящена описанию культурно-исторических предпосылок возникновения интереса к повседневной жизни в советском немом кинематографе 1920-х гг., а также анализу и описанию особенностей повседневного хронотопа, конструируемого в фильмах А. Роома и Б. Барнета. Анализируя советскую бытовую драму на материале фильмов Абрама Роома «Третья Мещанская» (1927) и Бориса Барнета «Дом на Трубной» (1928), автор обосновывает гипотезу, согласно которой обращение к повседневности в философии и искусстве является одним из следствий темпорального поворота, произошедшего в европейской культуре в начале XX в. На основании проведенного анализа в статье делается вывод, что советская бытовая драма 1920-х гг. выражала необходимость переосмысления нового постреволюционного быта в соответствии с социалистической программой. В рассмотренных фильмах это проявляется в критике замкнутой, сосредоточенной на себе повседневности. Частная жизнь и повседневный хронотоп в целом становятся условием, фундаментом нового быта, в рамках которого время частное мыслится как часть общего, социального, исторического времени, а контраст между частным и коллективным временем стимулирует движение сюжета и формирует основной смысл киновысказывания

Abstract (en)

The article is devoted to the description of the cultural and historical preconditions for the emergence of interest in everyday life in the Soviet cinema of the 1920s. Also, text includes the analysis and description of the features of the everyday chronotope created in the films of A. Room and B. Barnet. Analyzing the Soviet household drama on the films of Abram Room’s «The Third Meschanskaya (Bed and Sofa)» (1927) and Boris Barnet's «The House on Trubnaya» (1928), the author substantiates the hypothesis that the appeal to everyday in philosophy and art is one of the consequences of the temporal turn that occurred in European culture at the beginning of the 20th century. As a conclusion, the article notes, that the Soviet everyday drama expressed the need to rethink the new post-revolutionary life in accordance with the socialist program. Examined films demonstrate criticism of a closed, self-focused everyday life. Private life and everyday chronotope become a foundation of a new way of daily. According to this, private time is considered as part of general, social, historical time. The contrast between private and collective time stimulates the movement of the plot and forms the main meaning of the cinema statement

Item Type:Article
Additional Information:ЯКИМОВ Андрей Евгеньевич – аспирант департамента философии ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»; инженер-исследователь Лаборатории сравнительных исследований толерантности и признания Уральского гуманитарного института УрФУ, г. Екатеринбург
Uncontrolled Keywords:повседневность, темпоральный поворот, темпоральность, конструирование, хронотоп, кинематограф, советская бытовая драма, теория кино
Keywords (en):everyday, temporal turn, temporality, construction, chronotope, cinema, Soviet everyday drama, film theory
Subjects:7 Искусство. Декоративно-прикладное искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт > 79 Развлечения. Зрелища. Игры. Спорт > 791 Кино. Кинофильмы
Divisions:Университеты > Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
ID Code:9827
Deposited By: Unnamed user with email Komarova.ES@tversu.ru
Deposited On:12 Aug 2020 08:33
Last Modified:12 Aug 2020 08:33

Repository Staff Only: item control page