Лебедев, С.А. (2021) Уровневая структура научного знания. Вестник ТвГУ. Серия: Философия (2). С. 7-20. ISSN 1997-9908
PDF
- Опубликованная версия
719kB |
Абстракт
В отличие от классической теории научного познания, где выделялось только два уровня научного знания в любой из конкретных наук: эмпирический и теоретический, в современной эпистемологии выделяют четыре качественно различных уровня научного знания: чувственный, эмпирический, теоретический, метатеоретический. Все они отличаются друг от друга по происхождению (эпистемологии), содержанию (онтологии), методам обоснования и критериям истинности(методологии). Несмотря на то, что указанные уровни относительно независимы друг от друга, все они связаны между собой при функционировании любой конкретной науки как некоей целостной системы знания. Основной методологической процедурой обеспечения ее целостности является интерпретация. Она представляет собой конструктивно-волевую деятельность мышления по идентификации содержания понятий разных уровней знания. Любая интерпретация всегда заключает в себе существенный момент риска и может быть неверной. Современная неклассическая концепция уровневой структуры научного знания позволяет осуществлять более глубокий и конкретный анализ закономерностей функционирования и развития науки по сравнению с классической эпистемологией
Абстракт (англ.)
In contrast to the classical theory of scientific knowledge, where there were only two levels of scientific knowledge in any of the specific sciences: empirical and theoretical, in contemporary non-classical epistemology there are four qualitatively different levels of scientific knowledge: sensory, empirical, theoretical and metatheory. All of them differ in their content (ontology), means of genesis (epistemology), method of justification and criteria of truth (methodology). At the same time, although all these levels of scientific knowledge are relatively independent from each other in terms of their ontology and epistemology, they are all interrelated within the framework of the functioning of any particular science as the integrity system of knowledge. The means of achieving such integrity is a procedure of interpretation (identification) of the content of concepts of different levels of scientific knowledge. It is the constructive strong-willed activity. Every interpretation always consists of essential moment of risk and may produce an error. The non-classical approach to the level structure of scientific knowledge developed in the article allows for a deeper and more specific analysis of the laws of the functioning and development of real science, than the classical philosophy of science allowed
Тип объекта: | Статья |
---|---|
Сведения об авторах: | ЛЕБЕДЕВ Сергей Александрович – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник философского факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова», г. Москва. |
Ключевые слова: | наука, уровни научного знания, чувственное знание, эмпирическое знание, теоретическое знание, метатеоретическое знание |
Ключевые слова (англ.): | science, levels of scientific knowledge, sensory knowledge, empirical knowledge, theoretical knowledge, metatheoretical knowledge |
Категории: | 0 Общий отдел > 02.31 Общие положения, определяющие работу библиотек. Общие правила работы, права, правила внутреннего распорядка |
Подразделения: | Университеты > Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова |
ID Code: | 10714 |
Deposited By: | С.Б. Федорова |
Deposited On: | 31 Авг 2021 07:45 |
Последнее изменение: | 31 Авг 2021 07:45 |
Repository Staff Only: item control page