Бездухов, В.П. (2022) К вопросу о добродетели как категории этики и педагогической науки. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология (2). С. 72-87. ISSN 1999-4133
PDF
- Опубликованная версия
677kB |
Абстракт
Актуальность темы статьи мотивируется социально-педагогической значимостью проблемы воспитания добродетелей учащейся молодежи, решение которой зависит, в частности, от разработанности вопроса о добродетели в педагогической теории. Указав на то, что педагогика как частнонаучная дисциплина основывается на теоретических положениях этики, автор обращается к осмыслению категории «добродетель» в современных этических исследованиях. Выявляя общее и различное во взглядах ученых-этиков на содержание понятия «добродетель», автор соотносит их с аристотелевской традицией понимания добродетельного человека как человека, принимающего свое благо как часть общего блага. Осмыслив толкования понятия «добродетель» в исследованиях по этике в значении понятия/представления человека (его нравственного сознания, морального мышления) и в значении категории этической науки, автор доказывает, что это понятие не является полностью идентичным понятию «нравственное качество», традиционно используемому в педагогических исследованиях о воспитании, мотивируя таким образом важность статусного возвращения понятия «добродетель» в категориальный аппарат педагогической науки
Абстракт (англ.)
The relevance of the topic of the article is motivated by the socio-pedagogical significance of the problem of educating the virtues of young students, the solution of which depends, in particular, on the development of the issue of virtue in pedagogical theory. Having pointed out that pedagogy as a particular scientific discipline is based on the theoretical principles of ethics, the author turns to understanding the category of «virtue» in modern ethical research. Revealing common and different views of ethical scientists on the content of the concept of «virtue», the author correlates them with the Aristotelian tradition of understanding a virtuous person as a person who accepts his good as part of the common good. Having understood the interpretation of the concept of «virtue» in research on ethics in the sense of the concept / ideas of a person (his /her moral awareness, moral thinking) and in the sense of the category of ethics, the author proves that this concept is not completely identical to the concept of «moral quality», traditionally used in pedagogical research on education, thus motivating the importance of the status return of the concept of «virtue» to the categorical apparatus of pedagogy
Тип объекта: | Статья |
---|---|
Сведения об авторах: | БЕЗДУХОВ Владимир Петрович – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат Премии правительства в области образования за 2009 год, профессор кафедры педагогики и психологии ФБГОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет». |
Ключевые слова: | учитель, учащийся, воспитание, добродетель, благо, этика, категория этики, нравственное качество, нравственное сознание, понятие морального сознания |
Ключевые слова (англ.): | teacher, student, education, virtue, good, ethics, category of ethics, moral quality, moral awareness, concept of moral awareness |
Категории: | 1 Философские науки. Психология > 17 Этика. Учение о морали. Практическая философия 3 Общественные науки > 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга > 37.01 Основы воспитания, образования и обучения (материальные, теоретические, философские и т.п.) |
Подразделения: | Университеты > Самарский государственный социально-педагогический университет |
ID Code: | 11382 |
Deposited By: | С.Б. Федорова |
Deposited On: | 08 Июл 2022 06:57 |
Последнее изменение: | 08 Июл 2022 06:57 |
Repository Staff Only: item control page