Лебедев, С.А. (2023) Конструктивистская концепция научного познания. Вестник ТвГУ. Серия: Философия (2). С. 5-14. ISSN 1997-9908
PDF
- Опубликованная версия
684kB |
Абстракт
Цель. Раскрыть конструктивный характер научного познания как альтернативу его трактовке как «отражения» объективной реальности Процедура и методы. Показано, что концепция научного познания как отражения объективной реальности противоречит как реальной истории науки, так и реальной практике научного познания, причем на всех его уровнях: чувственном, эмпирическом, теоретическом, метатеоретическом. На каждом из этих уровней научного познания сознание не отражает, а конструирует своими средствами определенный вид научной реальности. Затем сравнивает научную реальность с объективной реальностью и структурирует ее по степени тождественности с научной реальностью. В результате именно сконструированная учеными научная реальность выступает мерилом объективной реальности, а не наоборот. Результаты. Обоснована гносеологическая первичность научной реальности по отношению к объективной реальности. Теоретическая и/или практическая значимость. Признание конструктивного характера научного познания позволяет по-новому решить проблему истинности научного знания и его соотношение с практической деятельностью. Научное знание, особенно научные теории, строится сознанием с самого начала как истинное описание научной реальности до и независимо от его сравнения с объективной реальностью. Критериями истинности научного знания для сознания являются его очевидность, определенность, непротиворечивость, логическая доказательность (Р. Декарт). Соответствие (степень тождества) научного знания объективной реальности является только критерием применимости научного знания к описанию объективной реальности. Такое соответствие является всегда неполным и только приблизительным и относится к любому уровню научного знания
Абстракт (англ.)
Aim. To reveal the constructive nature of scientific knowledge as an alternative to its interpretation as a «reflection» of objective reality. Methodology. The main difference between scientific reality and other types of reality created by people (everyday, artistic, mythological, religious, philosophical, etc.) consists only in a higher degree of certainty, accuracy, consistency, evidence of scientific reality and knowledge about it compared to other types of subjective reality. Comparing the strict scientific reality created by consciousness and therefore well controlled by it with objective reality, scientists can thereby structure and cognize (and quantitatively) objective reality and its laws just as strictly, accurately assessing the degree of its proximity to the reference scientific reality. Thus, knowledge of objective reality does not arise as a result of its impact on consciousness, but in the opposite way, as a result of its comparison with the subjective reality created by consciousness. And then it turns out that it is subjective reality that is primary in relation to objective reality, and we have such a situation before us: what is subjective reality, so is objective. On the other hand, the methodological analysis of the real process of scientific cognition is equally convincing evidence of its obviously constructive nature. Results .The epistemological primacy of scientific reality in relation to objective reality is substantiated. Research implications. Recognition of the constructive nature of scientific knowledge makes it possible to solve the problem of the truth of scientific knowledge and its correlation with practical activity in a new way. Scientific knowledge, especially scientific theories, is constructed by consciousness from the very beginning as a true description of scientific reality before and regardless of its comparison with objective reality. The criteria of the truth of scientific knowledge for consciousness are its evidence, certainty, consistency, logical evidence (Descartes). The correspondence (degree of identity) of scientific knowledge to objective reality is only a criterion of the applicability of scientific knowledge to the description of objective reality. Such correspondence is always incomplete and only approximate and applies to any level of scientific knowledge
Тип объекта: | Статья |
---|---|
Сведения об авторах: | ЛЕБЕДЕВ Сергей Александрович – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник философского факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, г. Москва. |
Ключевые слова: | научное познание, проектирование, научная реальность, объективная реальность, истина |
Ключевые слова (англ.): | scientific cognition, design, scientific reality, objective reality, truth |
Категории: | 1 Философские науки. Психология > 11 Метафизика > 113 Общие законы природы: изменчивость и непостоянство материи. Происхождение мира. Сотворение мира. Становление мира 1 Философские науки. Психология > 16 Логика. Теория познания. Методология и логика науки > 167 Методология научного исследования |
Подразделения: | Университеты > Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова |
ID Code: | 12159 |
Deposited By: | С.Б. Федорова |
Deposited On: | 30 Авг 2023 09:18 |
Последнее изменение: | 30 Авг 2023 09:18 |
Repository Staff Only: item control page