Эволюционая и креационная парадигмы происхождения мира: история и современность

Алехина, Е.В. (2020) Эволюционая и креационная парадигмы происхождения мира: история и современность. Вестник ТвГУ. Серия: Философия (4). С. 21-30. ISSN 1997-9908

[thumbnail of Вестник Философия 2020 № 4 (MAC)-21-30.pdf] PDF - Опубликованная версия
620kB

Абстракт

В статье рассмотрены возникновение и развитие противоборствующих в философской мысли креационного и эволюционного объяснений происхождения Вселенной, жизни и разума. Обращаясь к анализу двух парадигм, автор показала, что они имеют длительную историю противостояния. В наше время, как и в прошлом, эта проблема сводится к альтернативе – либо эволюция как продукт слепой случайности, либо целенаправленное творчество Высшего Разума. В последнем случае есть два варианта: ортодоксальный и модернистский – «телеологический эволюционизм». Обосновывается, что современная постнеклассическая наука все больше определяется социальными, культурными и мировоззренческими основаниями. Одной из точек пересечения трех уровней научного знания является проблема происхождения мира. Противоположные варианты её решения имеют различное соотношение собственно научного (экспериментального) и мировоззренческого аспектов. Эволюционная гипотеза с позиции диалектического материализма не смогла преодолеть редукционизм и наивный реализм механистического подхода. Наличие в указанных парадигмах аксиологического компонента в той или иной степени утверждает или отрицает смысл жизни и достоинство личности

Абстракт (англ.)

The article examines the emergence and development of the opposing creation and evolutionary explanations of the origin of the universe, life and mind in philosophical thought. Turning to the analysis of the two paradigms, the author showed that they have a long history of opposition. In our time, as in the past, this problem boils down to an alternative - either evolution as a product of blind chance, or purposeful creativity of the Higher Reason. In the latter case, there are two options: orthodox and modernist – "teleological evolutionism". It is substantiated that modern post-non-classical science is increasingly determined by social, cultural and ideological foundations. One of the intersection points of the three levels of scientific knowledge is the problem of the Origin of the World. Opposite solutions to its solution have a different ratio of the scientific (experimental) and worldview aspects. The evolutionary hypothesis could not overcome the reductionism and naive realism of the mechanistic approach from the standpoint of dialectical materialism. The presence of an axiological component in these paradigms, to one degree or another, affirms or denies the meaning of life and the dignity of the individual

Тип объекта:Статья
Сведения об авторах:АЛЕХИНА Евгения Викторовна – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии ГБОУ ВО МО Московский государственный областной университет (МГОУ), Московская область, г. Мытищи
Ключевые слова:космология, метафизика, диалектика, целесообразность, основания науки, эволюционизм, креационизм
Ключевые слова (англ.):cosmology, metaphysics, dialectics, expediency, foundations of science, evolutionism, creationism
Категории:1 Философские науки. Психология
1 Философские науки. Психология > 101 Природа и роль философии
1 Философские науки. Психология > 101 Природа и роль философии > 101.1 Природа философии. Философия как наука. Философия как искусство
Подразделения:Университеты > Московский государственный областной университет
ID Code:10321
Deposited On:21 Янв 2021 08:13
Последнее изменение:21 Янв 2021 08:13

Repository Staff Only: item control page