Цивилизационные вызовы современному миру, и сакральная составляющая прошлого

Геворкян, А.Р. (2021) Цивилизационные вызовы современному миру, и сакральная составляющая прошлого. Вестник ТвГУ. Серия: Экономика и управление (4). С. 217-232. ISSN 2219-1453

[thumbnail of Экономика 2021 №4-217-232.pdf] PDF - Опубликованная версия
676kB

Абстракт

В статье истоки современных цивилизационных вызовов рассматриваются как следствие исторически разворачивающегося противостояния эсхатологизма и хилиазма, на фоне которого Россия выступает в качестве пока еще не реализовавшейся потенции иранскопарфянско-византийских начал. Актуальность исследования обусловлена тем, что современные глобальные изменения, имевшие место на стыке веков и тысячелетий, приводят к крушению просвещенческой парадигмы, с ее упрощенным мировидением, где сложные исторические процессы развития заменяются механистическим прогрессом, привнесенным из научно-технической сферы. Появляется необходимость рассмотрения альтернативных возможностей в понимании истории как сложного, но единого в своей метафизической данности феномена, где будущее и прошлое в одинаковой степени живы, как и настоящее. А это означает обращение к принципу историзма как тотальности историчности истории. Целью статьи является попытка выявить необходимость перехода магистральной линии развития от западноевропейской, латинской цивилизации к восточноевропейскому, византийскому миру. Здесь была сделана попытка показать безальтернативность данного пути развития истории, для предотвращения ее срыва, поскольку в случае перехода инициативы в другие руки, это будет равносильно сведению на нет провиденциального характера существования человечества, даже несмотря на то, что этот провиденциализм может реализовывать себя в сугубо секулярной форме своего проявления. Новизной проведенного анализа является выявление нереализованной потенции парфянства, идущей на смену изжившей себя римской модели. В этой связи необходимо отметить, что парфянство не только является частью иранства, но и вбирает его в себя, и одновременно является целым по отношению к нему. Более того, и иранство, и византийские начала могут быть актуализированы в совершенно новых исторических условиях только через парфянскую идею, будучи ее составными частями, и тем самым, пребывая в ней самой

Абстракт (англ.)

The article considers the origins of modern civilizational challenges and the consequences of the historically unfolding confrontation between eschatologism and chiliasm. Russia acts as the so far unimplemented potency of the Iranian-Parthian-Byzantium principles. The scientific novelty highlights the influence of modern global changes at the junction of centuries and millennia on the collapse of the educational paradigm, with its simplistic worldview, where complex historical development processes are replaced by mechanistic progress, brought from the scientific and technological sphere. The author emphasizes the necessity to consider alternative possibilities in understanding history as complex phenomenon where the future and the past as well as present are equally alive. And this means turning to the principle of historicism as the totality of the historicity of history. The purpose of the article is to identify the necessity to transit the main line of development from Western European, Latin civilization to the Eastern European, Byzantine world. The author is making an attempt to show the non-alternative of this path of history development in order to prevent its disruption since if the initiative passes into other hands, this will be tantamount to noting the confidential nature of the existence of mankind, even though this providentialism can realize itself in a purely secular form of its manifestation. The novelty of the analysis is the identification of the unrealized potency of Parthanism which is replacing the obsolete Roman model. In this regard, it should be noted that Parthanism is not only part of Iranism, but also absorbs it and at the same time it is the entire unit in relation to it. Moreover, both Iranism and Byzantine principles can be actualized in completely new historical conditions only through the Parthian idea, being its constituent parts, and thereby staying in it itself

Тип объекта:Статья
Сведения об авторах:ГЕВОРКЯН Артур Рудольфович – кандидат философских наук, доцент, кафедра гуманитарных наук, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, Москва.
Ключевые слова:иранство, семитство, хилиазм, эсхатологизм, финикийско-карфагенско-римские начала, иранско-парфянсковизанийские начала, «Третий Рим», «Новая Парфия»
Ключевые слова (англ.):Iranianism, Semitism, chiliasm, eschatologism, Phoenician - Carthaginian-Roman principles, Iranian-Parthian-Byzanian principles, “Third Rome”, “New Parthia”
Категории:0 Общий отдел > 00 Общие вопросы науки и культуры > 008 Цивилизация. Культура. Прогресс
3 Общественные науки > 31 Демография. Социология. Статистика > 316 Социология > 316.4 Социальные процессы. Социальная динамика
Подразделения:Университеты > Первый московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова
ID Code:11094
Deposited On:09 Мар 2022 08:07
Последнее изменение:09 Мар 2022 08:07

Repository Staff Only: item control page