Роль вузов в реализации экологической повестки дня

Муравьева, А.А. и Олейникова, О.Н. (2022) Роль вузов в реализации экологической повестки дня. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология (2). С. 147-163. ISSN 1999-4133

[thumbnail of ПЕДАГОГИКА_2_2022_блок-147-163.pdf] PDF - Опубликованная версия
750kB

Абстракт

Статья посвящена вопросам реализации экологической повестки в системе образования. Цель исследования – представление экологического образования в рамках интегративной парадигмы обучения в течение всей жизни, охватывающей формальное, неформальное и спонтанное образование в целях устойчивого развития. Исследование проводилось в рамках системно‐синергетического и интегративного подходов с использованием таких методов, как метод качественного контент‐ анализа, сравнительно‐аналитический метод, элементы социального проектирования. Также поскольку в центре исследования – определенная сторона человеческого поведения, использована интерпретативная парадигма анализа. Новизна и теоретическая значимость исследования состоит в предлагаемой концепции экологической агентности, синергизирующей экологические знания и компетенции, экологическую культуру и модели поведения, соотносимые с парадигмой устойчивого развития. Практическая значимость состоит в предложенных рекомендациях по формированию экологической агентности в высшей школе, которые могут быть включены в программы повышения квалификации различных акторов системы высшего образования и в практическую деятельность вузов

Абстракт (англ.)

The article examines implementation of the ecological and sustainability agenda in the education system. The aim of the research is to propose ways of integrating ecological education in the holistic paradigm of lifelong learning embracing formal, non-formal and informal education for sustainable development. The methods used in the performed analytical research embrace the system-synergetic and integrative approaches relying on methods of the qualitative content analysis, comparative analytical method and elements of social engineering. Given the focus of the research on a certain aspect of human behavior, the interpretative analytical paradigm is employed. The novelty and theoretical contribution are reflected in the proposed concept of ecological agency synergizing ecological/environmental knowledge and competences, ecological culture and models of behavior appropriate for the paradigm of sustainable development. The practical use is conditioned by the proposed recommendations relating to fostering ecological agency that can be incorporated in the professional development courses for diverse higher education actors and in the practical development activities of universities

Тип объекта:Статья
Сведения об авторах:МУРАВЬЕВА Анна Александровна – кандидат филологических наук, ведущий эксперт Центра изучения проблем профессионального образования.
Ключевые слова:высшее образование, агентность, международная практика, экологическая повестка дня, экологическое образование, роль университетов, новые компетенции
Ключевые слова (англ.):higher education, agency, international practice, environmental education, the ecological agenda in the education system, the role of universities, new competencies
Категории:3 Общественные науки > 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга > 378 Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
5 Математика. Естественные науки > 50 Общие вопросы математических и естественных наук > 504 Угрозы окружающей среде
Подразделения:Другие организации > Центр изучения проблем профессионального образования, г. Москва
ID Code:11389
Deposited On:08 Июл 2022 12:45
Последнее изменение:08 Июл 2022 12:45

Repository Staff Only: item control page