Экологический подход в изучении образования: критическое мышление как эффективный экосистемный конструкт

Суханова, Н.П. (2022) Экологический подход в изучении образования: критическое мышление как эффективный экосистемный конструкт. Вестник ТвГУ. Серия: Философия (2). С. 63-68. ISSN 1997-9908

[thumbnail of ФИЛОСОФИЯ_2_2022_блок-63-68.pdf] PDF - Опубликованная версия
416kB

Абстракт

Экология образования рассматривается в качестве методологической исследовательской программы, экологические установки и подходы эксплицируются в новую научную область. Акцентируется внимание на проблеме исследования феномена образовательной экосистемы. Целью статьи является выявление методологических ориентиров экосистемного подхода к изучению образования, осмысление роли критического мышления в образовательной экосистеме. Показана насущная необходимость экологического подхода для прояснения идеалов и миссии образования в соответствии с цивилизационными требованиями постиндустриального общества. Анализируется приоритетная задача модернизации современного университетского образования, нацеленная на разработку образовательной экосистемы, ведущим постулатом которой будет обучение мышлению как исследованию, критическому мышлению в противовес традиционной информационной образовательной модели. Новизна заключается в разработке и обосновании критического мышления, опирающегося на логические правила, как эффективного конструкта формирующейся сегодня образовательной экосистемы. Проведен сравнительный анализ материалов университетских курсов по критическому мышлению, дано обоснование концепции курса «Логика и критическое мышление». В фокусе инструментария для развития навыков критического мышления, обучения разумному мышлению находится проблемно-деятельностный подход, его детализация в сравнении с культурно-информационным. Полученные результаты демонстрируют ведущие позиции «Логики и критического мышления» в обучении навыкам хорошего мышления. В образовательной экосистеме парадигмальные основы курса задают образец для выстраивания других дисциплин по принципу рационального дискурса и исследования

Абстракт (англ.)

Ecology of education is considered as a methodological research program, ecological attitudes and approaches are explicated in a new scientific field. Attention is focused on the problem of studying the phenomenon of the educational ecosystem. The purpose of the article is to identify methodological guidelines for the ecosystem approach to the study of education, understanding the role of critical thinking in the educational ecosystem. Shows the urgent need for an ecological approach to clarify the ideals and mission of education in accordance with the civilizational requirements of the post-industrial society. The priority task of modernizing modern university education is analyzed, aimed at developing an educational ecosystem, the leading postulate of which will be teaching thinking as research, teaching critical thinking as opposed to the traditional information educational model. The novelty lies in the development and substantiation of critical thinking, based on logical rules, as an effective construct of the educational ecosystem that is emerging today. A comparative analysis of materials from university courses on critical thinking is carried out, the concept of the course «Logic and critical thinking» is substantiated. The focus of the toolkit for developing critical thinking skills, teaching intelligent thinking is the problem-activity approach, its detailing in comparison with the cultural-informational approach. The results obtained demonstrate the leading positions of «Logic and critical thinking» in teaching good thinking skills. In the educational ecosystem, the course paradigm foundations provide a model for building other disciplines along the lines of rational discourse and research

Тип объекта:Статья
Сведения об авторах:СУХАНОВА Наталья Петровна – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», г. Новосибирск, Россия
Ключевые слова:образование, экология, образовательная экосистема, методология, критическое мышление, логика, информация
Ключевые слова (англ.):education, ecology, educational ecosystem, methodology, critical thinking, logic, information.
Категории:1 Философские науки. Психология > 16 Логика. Теория познания. Методология и логика науки
1 Философские науки. Психология > 16 Логика. Теория познания. Методология и логика науки > 167 Методология научного исследования
Подразделения:Университеты > Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск
ID Code:11471
Deposited On:10 Авг 2022 13:08
Последнее изменение:10 Авг 2022 13:08

Repository Staff Only: item control page