Крылова, М.А. (2023) Деструктивные изменения учебной деятельности обучающихся: механизмы и инструменты преодоления. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология (1). С. 98-110. ISSN 1999-4133
PDF
- Опубликованная версия
973kB |
Абстракт
В статье представлена трёхуровневая модель возникновения деструктивных изменений учебной деятельности обучающихся. На каждом уровне задействованы механизмы возникновения деформаций: от выученной беспомощности через компенсацию неуспеха в учёбе иными видами деятельности и до распада смыслов учебной деятельности. На каждом уровне происходит накопление признаков, свидетельствующих о глубине деформации: 1) множественные нарушения учебных действий; 2) выраженность ухода ученика в альтернативную деятельность; 3) распад учебной деятельности. Инструменты преодоления деструктивных изменений в практике успешных педагогов основаны на ключевых внутренних отношениях внутри каждого уровня соответственно: 1) на уровне обратимых изменений через работу в зоне ближайшего развития в плоскости когнитивного развития: операций мышления, процессов памяти и внимания; 2) на имитационно-компенсирующем уровне через работу в зоне ближайшего развития в плоскости формирования и дифференциации рефлексивной самооценки; 3) на уровне распада смыслов деятельности в зоне ближайшего развития в плоскости личностных изменений, психического заражения, авторитета
Абстракт (англ.)
The article presents a three-level model of the emergence of destructive changes in the educational activities of students. At each level, the mechanisms of deformations are involved: from learned helplessness through compensation for academic failure by other types of activities and to the disintegration of the meanings of educational activity. At each level, there is an accumulation of signs indicating the depth of deformation: 1) multiple violations of educational activities; 2) the severity of the student's departure to alternative activities; 3) the disintegration of educational activities. The tools for overcoming destructive changes in the practice of successful teachers are based on key internal relationships within each level, respectively: 1) at the level of reversible changes through work in the zone of proximal development in the plane of cognitive development: thinking operations, memory and attention processes; 2) at the imitation-compensating level through work in the zone of proximal development in the plane of formation and differentiation of reflexive self
Тип объекта: | Статья |
---|---|
Сведения об авторах: | КРЫЛОВА Марина Андреевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования, ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет». |
Ключевые слова: | учебная неуспешность, академические девиации, деструктивные изменения, учебная деятельность, маргинализация учебной деятельности, уровни деформаций учебной деятельности |
Ключевые слова (англ.): | : academic failure, academic deviations, destructive changes, educational activity, marginalization of educational activity, levels of deformations of educational activity |
Категории: | 3 Общественные науки > 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга > 37.01 Основы воспитания, образования и обучения (материальные, теоретические, философские и т.п.) > 37.015 Науки о воспитании > 37.015.3 Педагогическая психология > 37.015.32 Психология лиц, участвующих в воспитании. |
Подразделения: | Университеты > Тверской государственный университет: Институт педагогического образования и социальных технологий: Кафедра педагогики и психологии начального образования |
ID Code: | 11996 |
Deposited On: | 16 Май 2023 08:26 |
Последнее изменение: | 16 Май 2023 08:26 |
Repository Staff Only: item control page