Цифровые навыки подростков с ограниченными возможностями здоровья как условие их социализации

Королева, Ю.А. (2023) Цифровые навыки подростков с ограниченными возможностями здоровья как условие их социализации. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология (3). С. 130-140. ISSN 1999-4133

[thumbnail of ПЕДАГОГИКА_3_2023_В ПЕЧАТЬ-130-140.pdf] PDF - Опубликованная версия
930kB

Абстракт

Цель настоящего исследования заключается в теоретическом обосновании проблемы обусловленности социализации современных подростков с ограниченными возможностями здоровья уровнем их цифровых навыков и экспериментальном изучении этих навыков у подростков с нормативным развитием и с ограниченными возможностями здоровья трех экспериментальных групп (с умственной отсталостью, с нарушением слуха, с тяжелыми нарушениями речи). В статье представлены результаты анкетирования родителей, воспитывающих подростков с ограниченными возможностями здоровья. С вывод о том, что важнейшим условием успешности личности в современном обществе является ее готовность к изменениям и адаптация к неопределенности. Экспериментальное исследование показало, что основные цифровые навыки (грамотность в области информации и данных, коммуникация и совместная работа: взаимодействие с помощью цифровых технологий, создание цифрового контента, безопасность и решение задач), у подростков с ограниченными возможностями здоровья и с нормативным развитием имеют не только отличия по уровню сформированности, но и общие тенденции, заключающиеся в неравномерности развития навыков разных групп, наиболее высоком уровне навыка коммуникации в мессенджерах и в социальных сетях, в наименее развитых цифровых навыках группы «решение задач». Доказывается, что социализация современного подростка невозможна вне цифровой среды и без овладения личностью цифровыми навыками, которые обеспечивают обретение культурных практик и составляют основу навыка функциональной грамотности – адаптации к неопределенности

Абстракт (англ.)

The purpose of this study is to theoretically substantiate the problem of conditionality of socialization of modern adolescents with disabilities by the level of their digital skills and experimental study of these skills in adolescents with normative development and with disabilities of three experimental groups (with mental retardation, hearing impairment, with severe speech disorders). The article presents the results of a survey of parents raising adolescents with disabilities. The author concludes that the most important condition for the success of a personality in modern society is its readiness for change and adaptation to uncertainty. The experimental study showed that the basic digital skills (literacy in the field of information and data, communication and collaboration: interaction using digital technologies, creation of digital content, security and problem solving) in adolescents with disabilities and with normative development have not only differences in the level of formation, but also general trends, consisting in the uneven development of skills of different groups, the highest level of communication skills in messengers and social networks, in the least developed digital skills of the «problem solving» group. It is proved that the socialization of a modern teenager is impossible outside the digital environment and without mastering the digital skills that provide the acquisition of cultural practices and form the basis of the skill of functional literacy – adaptation to uncertainty

Тип объекта:Статья
Сведения об авторах:КОРОЛЕВА Юлия Александровна – кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой специальной психологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет».
Ключевые слова:социализация, социальная ситуация развития, цифровая компетентность, цифровые навыки, ограниченные возможности здоровья, адаптация к неопределенности
Ключевые слова (англ.):socialization, social situation of development, digital competence, digital skills, limited health opportunities, adapting to uncertainty
Категории:1 Философские науки. Психология > 159.9 Психология > 159.9.07 Психологические исследования
3 Общественные науки > 31 Демография. Социология. Статистика > 316 Социология > 316.6 Социальная психология
Подразделения:Университеты > Оренбургский государственный педагогический университет
ID Code:12210
Deposited On:23 Окт 2023 07:21
Последнее изменение:23 Окт 2023 07:21

Repository Staff Only: item control page