Психологические условия формирования у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья готовности к профессионально-личностному самоопределению

Бонкало, Т.И. и Истомина, Е.В. (2024) Психологические условия формирования у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья готовности к профессионально-личностному самоопределению. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология (1). С. 39-50. ISSN 1999-4133

[thumbnail of ПЕДАГОГИКА_1_2024_В ПЕЧАТЬ-39-50.pdf] PDF - Опубликованная версия
1MB

Абстракт

Исследован уровень готовности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к профессионально-личностному самоопределению, степень выраженности статусов их профессиональной идентичности, особенности образовательных сред школ, преобладающий стиль педагогического общения и уровень развития у обучающихся и учителей мотивации достижения. Установлено, что формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья готовности к профессионально-личностному самоопределению возможно при условии создания в инклюзивной школе проблемно-насыщенной образовательной среды за счет интеграции диалогового стиля педагогического взаимодействия и организации профессионально-ориентированных эмоционально значимых образовательных событий, участие в которых способствует свободному проявлению индивидуально-психологических особенностей личности каждого субъекта инклюзивного образования и формированию у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья первичного профессионального опыта

Абстракт (англ.)

The article presents the results of a study in which the following took part: 1058 schoolchildren studying in the 11th grade of 38 secondary schools in Moscow and St. Petersburg, of which 162 students with disabilities, as well as 382 teachers of the general education system carrying out professional activities in these schools. The following were studied: the level of readiness of students with disabilities for professional and personal self-determination, the degree of expression of the status of their professional identity, the characteristics of the educational environments of schools, the prevailing style of pedagogical communication and the level of development of achievement motivation among students and teachers. It has been established that the formation of readiness for professional and personal self-determination among students with disabilities is possible provided that a problem-rich educational environment is created in an inclusive school through the integration of a dialogue style of pedagogical interaction and the organization of professionally oriented, emotionally significant educational events, participation in which promotes free the manifestation of individual psychological characteristics of the personality of each subject of inclusive education and the formation of primary professional experience among students with disabilities

Тип объекта:Статья
Сведения об авторах:БОНКАЛО Татьяна Ивановна – доктор психологических наук, доцент; начальник отдела ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы».
Ключевые слова:профессионально-личностное самоопределение, готовность профессионально-личностному самоопределению, профессиональная идентичность, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, образовательная среда школы, стили педагогического взаимодействия, мотивация достижений, проблемноэмоциональная насыщенность образовательной среды
Ключевые слова (англ.):professional and personal self-determination, readiness for professional and personal self-determination, professional identity, students with disabilities, the educational environment of the school, styles of pedagogical interaction, motivation of achievements, problem-emotional saturation of the educational environment
Категории:1 Философские науки. Психология > 159.9 Психология > 159.92 Развитие и формирование психики. Сравнительная психология > 159.922 Особенности психики. Психическое развитие человека. Дифференциальная психология. Генетическая психология. Психология развития
3 Общественные науки > 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга > 37.04 Воспитание и обучение с учетом индивидуальных особенностей. Консультирование
Подразделения:Академии > Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Институты, НИИ > Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы
Другие организации > ГБОУ «Центр «Динамика», г. Санкт-Петербург
ID Code:12566
Deposited On:27 Мар 2024 12:37
Последнее изменение:27 Мар 2024 12:37

Repository Staff Only: item control page