Проблемы формирования социально-психологической компетентности в условиях дизонтогенеза

Шаповалова, И.А. (2024) Проблемы формирования социально-психологической компетентности в условиях дизонтогенеза. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология (1). С. 229-243. ISSN 1999-4133

[thumbnail of ПЕДАГОГИКА_1_2024_В ПЕЧАТЬ-229-243.pdf] PDF - Опубликованная версия
1MB

Абстракт

Специфические стойкие проблемы овладения детьми и подростками в условиях дизонтогенеза социально-психологической компетентностью обсуждаются в контексте их социальной инклюзии и эксклюзии. Механизмы, сущность и характеристики этих проблем представлены в системе конструктов дезадаптации, дезадаптивного/девиантного поведения, дезадаптивности и дезадаптированности личности. Описаны возрастные особенности формирования социально-психологической некомпетентности, раскрыты их механизмы в условиях дизонтогенеза. Предложена динамическая модель развития дезадаптивности и социально-психологической некомпетентности. Делаются общие выводы о необходимости учета глубокого своеобразия процессов адаптации и компенсации в условиях дизонтогенеза в работе по развитию адаптивности и коррекции дезадаптивности. Сформулированы рекомендации по организации формирования у ребенка социально-психологической компетентности, необходимой и достаточной для инклюзии в стандартное общество

Абстракт (англ.)

The specific persistent problems of mastering socio-psychological competence by children and adolescents in the context of dysontogenesis and in the context of their social inclusion and exclusion are discussed. The mechanisms, essence and characteristics of these problems are presented in the system of constructs of maladaptation, maladaptive / deviant behavior, maladaptivity of personality. The age-related features of the formation of socio-psychological incompetence are described, their mechanisms in the conditions of dysontogenesis are revealed. A dynamic model of the development of maladaptivity and socio-psychological incompetence is proposed. General conclusions are drawn about the need to take into account the deep originality of the processes of adaptation and compensation in the conditions of dysontogenesis in the work on the development of adaptability and correction of maladaptivity. Recommendations are formulated on the organization of the formation of a child's socio-psychological competence, necessary and sufficient for inclusion in a standard society

Тип объекта:Статья
Сведения об авторах:ШАПОВАЛ Ирина Анатольевна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет».
Ключевые слова:социальная инклюзия, социально-психологическая компетентность, дизонтогенез, неадаптивность, дезадаптивность, компенсация
Ключевые слова (англ.):social inclusion, socio-psychological competence, dysontogenesis, maladaptivity, maladaptivity, compensation
Категории:1 Философские науки. Психология > 159.9 Психология > 159.99 Прочие вопросы психологии
Подразделения:Университеты > Воронежский государственный педагогический университет
ID Code:12619
Deposited On:12 Апр 2024 06:34
Последнее изменение:12 Апр 2024 06:34

Repository Staff Only: item control page