Делий, П.Ю. (2024) Четырехмерная модель исполнительской компетентности музыканта-духовика: артистический сегмент. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология (2). С. 196-206. ISSN 1999-4133
PDF
- Опубликованная версия
867kB |
Абстракт
Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки отечественных музыкантов-духовиков к основному виду их профессиональной деятельности – осуществлению исполнительского процесса в условиях сценических выступлений. Неразработанность компетентностной модели специалиста данной сферы тормозит процесс ее адаптации к компетентностно-ориентированной парадигме образования. Цель исследования – поиск путей формирования такой модели. Разрабатывается инновационный подход к исследованиям в области музыкально-инструментального искусства, предполагающий смещение фокуса внимания с музыканта-исполнителя и его личностных качеств на ту профессиональную деятельность, к которой он готовится. Процесс музыкального исполнения рассматривается с позиций системного анализа субъект-объектных взаимодействий в структуре исполнительского процесса. Такой подход позволяет рассматривать как самостоятельные конструкты исследования субъекта исполнительского процесса – музыканта, так и объекты, на которые он направляет свою активность: музыкальный инструмент, музыкальный материал, публика и собственная психика. Как показывает практика, основное внимание в условиях реализации программ профессионального образования уделяется формированию компетенций взаимодействия с инструментом и музыкальным материалом. Обучение умению формировать свой визуальный образ и правильно вести себя в условиях публичного выступления целенаправленно и системно не осуществляется. Эти компетенции, если и приобретаются студентами, то стихийно и за пределами образовательного процесса. Такая практика говорит о несовершенстве реализуемых образовательных программ и назревшей необходимости их модернизации. Формирование комплекса артистических компетенций должно стать отдельной, самостоятельной задачей при реализации программ профессиональной подготовки исполнителей на оркестровых духовых инструментах. В статье выделен, демаркирован и обоснован, как важный для прогнозируемой профессиональной деятельности выпускников духовых кафедр музыкальных ссузов и вузов, отдельный сегмент их исполнительской компетентности – комплекс артистических компетенций
Абстракт (англ.)
The article is devoted to the study of the problem of preparing domestic brass musicians for the main type of their professional activity – the implementation of the performing process in the conditions of stage performances. The lack of development of the competency model of a specialist in this field slows down the process of its adaptation to the competency-oriented education paradigm. The purpose of the study is to find ways to form such a model. Is developing an innovative approach to research in the field of musical instrumental art, which involves shifting the focus from the performing musician and his personal qualities to the professional activity for which he is preparing. The process of musical performance is considered from the perspective of the system analysis of subject-object interactions in the structure of the performing process. This approach allows us to consider both independent constructs of the study of the subject of the performing process – the musician, and the objects to which he directs his activity: a musical instrument, musical material, the audience and his own psyche. As practice shows, the main attention in the implementation of vocational education programs is paid to the formation of competencies for interaction with the instrument and musical material. Training in the ability to form one’s visual image and behave correctly in public speaking is not carried out purposefully and systematically. These competencies, if acquired by students, are spontaneous and outside the educational process. This practice indicates the imperfection of the educational programs being implemented and the urgent need for their modernization. The formation of a set of artistic competencies should become a separate, independent task when implementing professional training programs for performers on orchestral wind instruments. The article highlights, demarcates and substantiates, as important for the projected professional activity of graduates of wind departments of music colleges and universities, a separate segment of their performing competence – a complex of artistic competencies
Тип объекта: | Статья |
---|---|
Сведения об авторах: | ДЕЛИЙ Павел Юрьевич – заслуженный артист России, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой духовых и ударных инструментов ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры». |
Ключевые слова: | компетентностная модель специалиста, музыкально-исполнительский процесс, исполнительская компетентность, интерпретация музыкальных произведений, артистические компетенции, структура исполнительского процесса, профессиональная подготовка духовиков, компетентностный подход в музыкальном образовании, модернизация музыкального образования |
Ключевые слова (англ.): | competence model of a specialist, music-performing process, performing competence, interpretation of musical works, artistic competencies, structure of the performing process, professional training of wind players, competency-based approach in music education, modernization of music education |
Категории: | 3 Общественные науки > 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга > 378 Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров > 378.1 Организация высшего образования. Организация работы высшего учебного заведения > 378.14 Организация учебной работы > 378.147 Методы обучения. Формы преподавания 7 Искусство. Декоративно-прикладное искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт |
Подразделения: | Институты, НИИ > Московский государственный институт культуры, г. Москва |
ID Code: | 12767 |
Deposited On: | 09 Июл 2024 06:43 |
Последнее изменение: | 09 Июл 2024 06:43 |
Repository Staff Only: item control page