Китайская метафизика сквозь призму эстетики Апокалипсиса (на материале фильма «Сталкер» Андрея Тарковского)

Малышев, В.Б. и Шелекета, В.О. (2024) Китайская метафизика сквозь призму эстетики Апокалипсиса (на материале фильма «Сталкер» Андрея Тарковского). Вестник ТвГУ. Серия: Философия (3). С. 137-146. ISSN 1997-9908

[thumbnail of ФИЛОСОФИЯ_3_2024 уменьш-137-146.pdf] PDF - Опубликованная версия
636kB

Абстракт

Рассматривается момент художественного прорыва в творчестве Андрея Тарковского, запечатленный в материале фильма «Сталкер». Обосновывается тезис о закономерном прорыве посредством эстетики христианского апокалипсиса к глубинному уровню архаических культурных преставлений, в частности, к интенциям восточной культуры. Герой фильма – Сталкер – это образ современного юродивого, транслирующего некие запредельные истины. При всей очевидности авторской отсылки к творчеству Достоевского и христианскому символизму, Сталкер является духовным наставником в восточном смысле слова. Он помогает людям обнаружить подлинные глубокие желания и обрести настоящую уверенность в себе. Прослеживается глубинный сдвиг восприятия реальности в движении от эстетики Апокалипсиса к подспудно возникающим установкам китайской метафизики. Ключевым текстом, иллюстрирующим указанные реалии, является текст «Дао Дэ Цзин», позволяющий по-новому взглянуть на значения и смыслы духовного поиска, пути к обретению истинного «Я». В статье приводятся различные сюжеты кинотекста, где проявляется символизм «небесного Дао» и интенции восточной культуры в целом [1]. Это и скрытая семантика образов Сталкера и Писателя, черной мистической Собаки; это геометрия и динамика мистической Зоны, ее «полые» пространства, насыщенные символизмом женского начала в противовес мужскому (соотношение Инь и Ян). Эта тема получает интерпретацию в виде «створок дверей», знания проемов зданий, различных «ниш» и потоков воды, сквозящих сквозь «выбоины створок» и «гроты» в стенах. В свою очередь, символы мужского – танки и оружие, древнекитайский символ Великого предела, возникающий на поверхности воды в колодце синхронно с декламацией Сталкером строк из «Дао Дэ Цзин»; даосский числовой символизм в контексте чет-нечет-единое, представленный в геометрии элементов кадра, и т. п

Абстракт (англ.)

The paper examines the moment of artistic «breakthrough» in the work of Andrei Tarkovsky, captured in the material of the movie «Stalker». The thesis of a natural breakthrough through the aesthetics of Christian apocalypse to the deep level of archaic cultural conceptions, in particular, to the intents of Eastern culture, is substantiated. The hero of the film – Stalker – is an image of a modern-day yurodist, broadcasting some ultimate truths. Despite the author's obvious reference to Dostoevsky's work and Christian symbolism, Stalker is a spiritual mentor in the Eastern sense of the word. He helps people discover their true deep desires and gain real self-confidence. A profound shift in the perception of reality is traced in the movement from the aesthetics of Apocalypse to the underlying attitudes of Chinese metaphysics. The key text that illustrates these realities is the Tao De Jing, which allows us to take a fresh look at the meanings and implications of the spiritual quest, the path to finding the true self. The article presents various plots of the film text, where the symbolism of the «heavenly Tao» and the intents of Eastern culture as a whole are manifested. This is the hidden semantics of the images of the Stalker and the Writer, the black mystical Dog; it is the geometry and dynamics of the mystical Zone, its «hollow» spaces, saturated with the symbolism of the masculine as opposed to the masculine (the Yin-Yang relationship). This theme is interpreted in the form of «door leaves», knowledge of building openings, various «niches» and streams of water flowing through «potholes in the leaves» and «grottoes» in the walls. In turn, the symbols of the masculine are tanks and weapons, the ancient Chinese symbol of the Great Limit, appearing on the surface of the water in the well synchronously with Stalker's recitation of lines from «Tao De Jing»; Taoist numerical symbolism in the context of even-odd-one, represented in the geometry of the frame elements, etc

Тип объекта:Статья
Сведения об авторах:МАЛЫШЕВ Владислав Борисович – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Самарской государственный технический университет», г. Самара; ШЕЛЕКЕТА Владислав Олегович – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Самарской государственный технический университет», г. Самара
Ключевые слова:китайская метафизика, восточная культура, Дао Дэ Цзин, Андрей Тарковский, эстетика Апокалипсиса
Ключевые слова (англ.):Chinese metaphysics, Eastern culture, Tao De Jing, Andrei Tarkovsky, Apocalypse aesthetics
Категории:1 Философские науки. Психология
1 Философские науки. Психология > 11 Метафизика
1 Философские науки. Психология > 11 Метафизика > 111 Метафизика в целом. Общая метафизика. Учение о бытии. Онтология
Подразделения:Университеты > Самарский государственный технический университет, г. Самара
ID Code:14336
Deposited On:11 Дек 2024 07:57
Последнее изменение:11 Дек 2024 07:57

Repository Staff Only: item control page