Влияние фактора цифровизации на гравитационную модель внешней торговли

Сальникова, Т.Э. (2024) Влияние фактора цифровизации на гравитационную модель внешней торговли. Вестник ТвГУ. Серия: Экономика и управление (4). С. 190-198. ISSN 2219-1453

[thumbnail of ЭКОНОМИКА_4_2024_В ПЕЧАТЬ-190-198.pdf] PDF - Опубликованная версия
836kB

Абстракт

В статье рассматривается внедрение дополнительного фактора в гравитационную модель внешней торговли – места в рейтинге по глобальному инновационному индексу. Гравитационное моделирование торговых потоков между странами является действенным и разработанным инструментом эмпирического анализа международной торговли. Традиционная гравитационная модель использует только 3 параметра: ВВП, расстояние и результирующий показатель – товарооборот. Однако классическую гравитационную модель внешней торговли необходимо пересматривать (изменять формулу, добавлять параметры) в связи с быстрым ростом цифровизации во всём мире и сокращением расстояний между городами в связи с ростом электронной коммерции. Целью исследования является анализ гравитационной модели внешней торговли при корректировке исходных параметров. Также проведена оценка влияния цифровизации на внешнюю торговлю и рассмотрены способы измерения развития цифровизации в разных странах. Исследования уровня цифровизации на международном уровне проводят ОЭСР, Всемирный банк и Европейская «Цифровая Россия». На примере глобального инновационного индекса проанализированы сильные и слабые стороны инновационного развития стран. Глобальный инновационный индекс наиболее точно подходит для включения в гравитационную модель внешней торговли, так как он интегрирует все показатели цифровизации страны. Методология остальных индексов цифровизации разработана не для всех стран. Гравитационная модель внешней торговли рассмотрена на примере пары Россия – Белоруссия, так как эти страны являются активными торговыми партнёрами, и цифровизация затрагивает взаимную торговлю данных стран. Пересмотр гравитационной модели внешней торговли возможен, если предложенная гипотеза подтвердится не только в парах стран в рамках ЕАЭС, но и в любых других парах стран, ведущих взаимную торговлю. Научная новизна полученных результатов заключается в разработке новой гравитационной модели внешней торговли, в исследовании возможности применения способов измерения цифровизации в разных странах

Абстракт (англ.)

The article considers the introduction of an additional factor into the gravity model, it’s the ranking place in the global innovation index. Gravity modelling of trade flows between countries is an efficient and developed tool for empirical analysis of international trade. The traditional gravity model uses only 3 parameters: GDP, distance and the resulting indicator - trade turnover. However, the classical gravity model of foreign trade needs to be revised (change the formula, add parameters) due to the rapid growth of digitalisation worldwide and the reduction of distances between cities due to the growth of e-commerce. The goal of the research is to analyze the gravity model of foreign trade under the correction of the initial parameter. The impact of digitalisation on foreign trade has also been assessed and ways of measuring the development of digitalisation in different countries have been discussed. Studies of the level of digitalisation at the international level are conducted by the OECD, the World Bank and the European Commission, while in Russia Skolkovo has developed the Digital Russia index. The Global Innovation Index is used as an example to analyse the strengths and weaknesses of countries' innovative development. The Global Innovation Index is the most suitable for inclusion in the gravity model of foreign trade, as it integrates all indicators of a country's digitalisation. The methodology of the other digitalisation indices has not been developed for all countries. The gravity model of foreign trade is considered on the example of Russia-Belarus pair, as these countries are active trading partners, and digitalisation affects mutual trade of these countries. Revision of the gravity model of foreign trade is possible if the proposed hypothesis is confirmed not only in pairs of countries within the EAEU, but also in any other pairs of countries engaged in mutual trade. The scientific innovativeness of the results obtained consists of developing a new gravity model of foreign trade, researching the possibility of applying the ways of measuring digitalization in different countries

Тип объекта:Статья
Сведения об авторах:САЛЬНИКОВА Таисия Эдуардовна – аспирант 1 курса, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, кафедра мировой экономики и международных отношений, (109542, г. Москва, Рязанский пр., д. 99)
Ключевые слова:гравитационная модель, внешняя торговля, цифровизация, глобальный инновационный индекс, ЕАЭС, цифровые платформы, уровень цифровизации, моделирование, инновации
Ключевые слова (англ.):gravity model, foreign trade, digitalisation, global innovation index, EAEU, digital platforms, level of digitalisation, modelling, innovation
Категории:3 Общественные науки
3 Общественные науки > 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
3 Общественные науки > 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки > 339 Торговля. Международные экономические отношения. Мировое хозяйство
3 Общественные науки > 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки > 339 Торговля. Международные экономические отношения. Мировое хозяйство > 339.5 Внешняя торговля. Международная торговля. Внешнеторговая политика. Таможенные пошлины
Подразделения:Университеты > Государственный университет управления, г. Москва
ID Code:14465
Deposited On:21 Янв 2025 06:37
Последнее изменение:21 Янв 2025 06:37

Repository Staff Only: item control page