Медникова, Л.С. и Матасов, Ю.Т. и Жальменова, Ж.А. (2025) Специфика структурных компонентов нравственной сферы подростков с умственной отсталостью. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология (1). С. 118-132. ISSN 1999-4133
![]() |
PDF
- Опубликованная версия
851kB |
Абстракт
В статье представлены результаты пилотного эксперимента, целью которого стало изучение нравственной сферы как многокомпонентного образования личности подростков с умственной отсталостью. Экспериментальному исследованию были подвергнуты представления подростков о нравственности, их отношение к нравственным нормам и нравственная самооценка, переживаемые ими нравственные чувства, а также поведение в ситуациях нравственного выбора. Результаты проведенного пилотного эксперимента позволяют говорить о специфике компонентов нравственной сферы подростков с умственной отсталостью. Сделанные выводы основываются на психологическом анализе самооценок испытуемых и последующей их типологизации, а также качественном анализе результатов решения подростками предложенных им проблемных ситуаций и в целом свидетельствуют о просоциальной направленности личности подростков и готовности следовать общепринятым нравственным нормам
Абстракт (англ.)
The article presents the results of a pilot experiment aimed at studying the moral sphere as a multicomponent personality education for adolescents with intellectual disabilities. The experimental study examined adolescents' ideas about morality, their attitude to moral norms and moral self-esteem, the moral feelings they experience, as well as behavior in situations of moral choice. The results of the pilot experiment allow us to talk about the specifics of the components of the moral sphere of adolescents with mental retardation. The conclusions drawn are based on a psychological analysis of the subjects' selfassessments and their subsequent typologization, as well as a qualitative analysis of the results of adolescents' solving problematic situations proposed by them, and generally indicate a prosocial orientation of the personality of adolescents and a willingness to follow generally accepted moral norms
Тип объекта: | Статья |
---|---|
Сведения об авторах: | МЕДНИКОВА Людмила Сергеевна – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры олигофренопедагогики, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена». МАТАСОВ Юрий Тимофеевич – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры олигофренопедагогики, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена». ЖАЛЬМЕНОВА Жанара Амангельдыевна – аспирант, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена». |
Ключевые слова: | подростки с умственной отсталостью, когнитивный компонент нравственной сферы, поведенческий компонент нравственной сферы, эмоциональный компонент нравственной сферы, нравственная самооценка, ситуация морального выбора, просоциальная позиция |
Ключевые слова (англ.): | adolescents with mental retardation, cognitive component of the moral sphere, behavioral component of the moral sphere, emotional component of the moral sphere, moral self-esteem, moral choice situation, prosocial position |
Категории: | 1 Философские науки. Психология > 159.9 Психология |
Подразделения: | Университеты > Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург |
ID Code: | 14505 |
Deposited On: | 14 Мар 2025 13:00 |
Последнее изменение: | 14 Мар 2025 13:00 |
Repository Staff Only: item control page