Дрозденко, А.В. и Шестаков, А.А. (2025) Антигона и создание права: по ту сторону психоанализа. Вестник ТвГУ. Серия: Философия (1). С. 144-152. ISSN 1997-9908
![]() |
PDF
- Опубликованная версия
612kB |
Абстракт
В статье проводится анализ психоаналитической теории происхождения права. В концепции З. Фрейда право возникает из первоначального преступления и установления запрета на непосредственное достижение удовольствия. Ж. Лакан, развивая теорию Фрейда, акцентирует внимание на символическом значении фигуры отца и определяющей роли языка в установлении закона. Рассмотрение трагедии Антигоны в психоанализе отличается от еѐ гегелевского прочтения как борьбы человеческого и божественного законов. В противовес этому в теории Лакана Антигона предстаѐт как фигура, не отступающая от своего желания и тем самым преодолевающая символические границы. В статье также рассматривается современное истолкование Антигоны, данное Алѐнкой Зупанчич. Оно развивает психоаналитическое прочтение права, перенося преступление с фигуры Антигоны на Креона. В свою очередь в феминистских прочтениях Люси Иригарей и Джудит Батлер авторы обобщают пути выхода из психоаналитической теории. Согласно Иригарей Антигона сохраняет древний закон природы как условие космического баланса. Батлер же трактует Антигону как самостоятельного политического агента, который, используя язык власти, учреждает новые формы родства и сообщества. Все эти обстоятельства позволяют представить Антигону не как бунтарку, дезавуирующую установленные порядки, а как созидательницу альтернативных форм порядка
Абстракт (англ.)
This article analyzes the psychoanalytic theory of the origin of law. In the con-cept of Z. Freud, law arises from the original crime and the establishment of the prohibition on the direct attainment of pleasure. J. Lacan, developing Freud's theory, focuses on the symbolic significance of the father's figure and the deci-sive role of language in establishing the law. The consideration of the tragedy of Antigone in psychoanalysis differs from its Hegelian reading as a struggle be-tween human and divine laws. In contrast to this, in the theory of Lacan, Antig-one appears as a figure who does not deviate from his desire and thereby over-comes symbolic boundaries. The article also examines the modern interpreta-tion of Antigone given by Aljonka Zupancic. It develops a psychoanalytic read-ing of law, transferring the crime from the figure of Antigone to Creon. In turn, in the feminist readings of Lucy Irigaray and Judith Butler, the authors summa-rize the ways out of psychoanalytic theory. According to Irigaray Antigone pre-serves the ancient law of the rhodium as a condition of cosmic balance. Butler treats Antigone as an independent political agent who, using the language of power, establishes new forms of kinship and community. All these circum-stances make it possible to present Antigone not as a rebel disavowing the es-tablished order, but as a creator of alternative forms of order
Тип объекта: | Статья |
---|---|
Сведения об авторах: | ДРОЗДЕНКО Арсений Владимирович – аспирант кафедры философия и социально-гуманитарные науки ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», г. Самара. ШЕСТАКОВ Александр Алексеевич – доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», г. Самара. |
Ключевые слова: | психоанализ, право, желание, символический закон, Люси Иригарей, Джудит Батлер Антигона |
Ключевые слова (англ.): | psychoanalysis, right, desire, symbolic law, Lucy Irigaray, Judith Butler Antigone |
Категории: | 1 Философские науки. Психология > 101 Природа и роль философии > 101.1 Природа философии. Философия как наука. Философия как искусство 3 Общественные науки > 31 Демография. Социология. Статистика > 316 Социология |
Подразделения: | Университеты > Самарский государственный технический университет, г. Самара |
ID Code: | 14651 |
Deposited On: | 21 Май 2025 08:34 |
Последнее изменение: | 21 Май 2025 08:34 |
Repository Staff Only: item control page