Понятие «слово» в российских учебниках по языкознанию

Яковлев, А.А. (2025) Понятие «слово» в российских учебниках по языкознанию. Вестник ТвГУ. Серия: Филология (2). С. 73-82. ISSN 1994-3725

[thumbnail of ФИЛОЛОГИЯ_2_2025-73-82.pdf] PDF - Опубликованная версия
727kB

Абстракт

В статье рассматриваются различные подходы к изложению понятия «слово» и связанной с ним проблематики, представленные в разных российских учебниках и учебных пособиях по введению в языкознание (или основам языкознания). Давно установлено, что всѐ многообразие свойств и функций слова не сводится к некоторому устойчивому набору, что однозначное и пригодное для всех случаев определение слова невозможна. Анализ 20 учебников и учебных пособий разных годов издания показал, что вне зависимости от того, формулируется ли определение понятия «слово», оно рассматривается с традиционных системноструктурных позиций — как часть «лексического инвентаря» языка. Свойства слова как орудия познания, регуляции поведения, взаимодействия с другими людьми в обществе, орудия организации опыта, знаний и т.д. не обсуждаются ни в одном из проанализированных пособий. Иначе говоря, слово нигде не рассматривается с антропоцентрических позиций, в частности, психолингвистических. Даже в тех учебниках и пособиях, в которых есть главы или разделы, посвящѐнные психолингвистике, в этих последних не находится места для обсуждения особенностей слова как достояния действующего, познающего и личностного переживающего мир человека

Абстракт (англ.)

The paper discusses various approaches to the presentation of the concept of "word" and related issues presented in various Russian textbooks on introduction to linguistics (or the basics of linguistics). It has long been established that the entire diversity of properties and functions of a word cannot be reduced to a certain stable set, and that an unambiguous definition of a word which can be suitable for all cases is impossible. The analysis of 20 textbooks of different years of publication showed that some of them formulate a definition of the concept "word", and in those that do not provide such definition, the word is considered from traditional systemic-structural positions as part of the "lexical inventory" of the language. The properties of a word as a tool for cognition, behavior regulation, interaction with other people in society, a tool for organizing experience, knowledge, etc. are not discussed in any of the analyzed manuals. In other words, the word is nowhere considered from anthropocentric positions, in particular, psycholinguistic ones. Even in those textbooks and manuals that have chapters or sections devoted to psycholinguistics, there is no room in the latter to discuss the characteristics of the word as an asset of an active, cognitive and personally experiencing person

Тип объекта:Статья
Сведения об авторах:ЯКОВЛЕВ Андрей Александрович – канд. филол. наук, доцент, Северо-Западный институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы (199178, г. Санкт-Петербург, В.О., Средний пр-т, 57)
Ключевые слова:слово, определение, учебники, методика, понятия языкознания, понятия психолингвистики
Ключевые слова (англ.):word, definition, textbooks, methodology, linguistics concepts, psycholinguistics concepts
Категории:8 Языкознание. Филология. Художественная литература. Литературоведение
8 Языкознание. Филология. Художественная литература. Литературоведение > 81 Лингвистика. Языкознание. Языки
8 Языкознание. Филология. Художественная литература. Литературоведение > 81 Лингвистика. Языкознание. Языки > 81'23 Психолингвистика. Психология языка.
Подразделения:Академии > Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Санкт-Петербург
ID Code:14705
Deposited On:19 Июн 2025 07:36
Последнее изменение:19 Июн 2025 07:36

Repository Staff Only: item control page