Различия в выборе знака, или как знак становится эйдосом и символом для исследований ценностей молодежи в условиях профессионального обучения

Носс, И.Н. (2025) Различия в выборе знака, или как знак становится эйдосом и символом для исследований ценностей молодежи в условиях профессионального обучения. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология (2). С. 67-79. ISSN 1999-4133

[thumbnail of ПЕДАГОГИКА_2_2025 ИТОГ-67-79.pdf] PDF - Опубликованная версия
890kB

Абстракт

В статье исследуется соотношение знака и символа в структуре сознания человека, переход знака в символ. Основная задача исследования – особенности использования невербальных стимулов, представленных графически, в процессе диагностики сознания и выход на оценку мотивации поведения респондентов в условиях профессионального обучения. Отмечается, что знак и символ имеют множество представлений в гуманитарных науках. Экспериментальное изучение «перехода» знака в символ осуществлено на выборке студенческой молодежи, предполагающее коллективный выбор знака как символа в соотношении с неким стимульным рядом, в качестве которого применен смыслоценностный ряд слов-понятий. Визуальный анализ ассоциативного выбора знаков в соотношении с вербальными ценностями респондентов не показал единства ассоциативного выбора. По результатам психосемантического эксперимента, стимулы, выраженные знаковосимволически, по-разному вписываются в сознание респондентов, что предполагает дифференцированную диагностику смыслов-ценностей населения на невербальном ассоциативно-смысловом уровне восприятия

Абстракт (англ.)

The article examines the relationship of sign and symbol in the structure of human consciousness, the transition of a sign into a symbol. The main objective of the study is the peculiarities of using non-verbal stimuli, presented graphically, in the process of diagnosing consciousness and assessing the motivation of respondents' behavior in professional training. It is noted that the sign and symbol have many representations in the humanities. An experimental study of the «transition» of a sign into a symbol was carried out on a sample of students, suggesting a collective choice of a sign as a symbol in relation to a certain incentive series, which uses a semantic and value series of words-concepts. The visual analysis of the associative choice of signs in relation to the verbal values of the respondents did not show the unity of the associative choice. According to the results of the psychosemantic experiment, stimuli expressed symbolically fit into the consciousness of respondents in different ways, which implies a differentiated diagnosis

Тип объекта:Статья
Сведения об авторах:НОСС Игорь Николаевич – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии, ФГАОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» (125993, г. Москва, Миусская пл., д. 6)
Ключевые слова:знак, символ, переход знака в символ, авторитетное большинство, особенности личности, пол, возраст, особенности характерологии, сознание, стимульные смысло-ценности, статистический анализ
Ключевые слова (англ.):sign, symbol, transition of a sign into a symbol, authoritative majority, personality traits, gender, age, characterology, consciousness, incentive semantic values, statistical analysis
Категории:1 Философские науки. Психология
1 Философские науки. Психология > 159.9 Психология
Подразделения:Университеты > Российский государственный гуманитарный университет
ID Code:14766
Deposited On:30 Июн 2025 08:49
Последнее изменение:30 Июн 2025 08:49

Repository Staff Only: item control page