Чувственное познание в науке и его методы

Лебедев, С.А. и Шевцов, М.А. (2025) Чувственное познание в науке и его методы. Вестник ТвГУ. Серия: Философия (2). С. 22-31. ISSN 1997-9908

[thumbnail of ФИЛОСОФИЯ_2_2025 В ПЕЧАТЬ-22-31.pdf] PDF - Опубликованная версия
432kB

Абстракт

Чувственное познание является базовым уровнем научного познания естествознания, социально-гуманитарных и технических наук. Его непосредственным предметом является не объективная, а чувственная реальность («вещи для нас» – Кант), содержание которой формируется на основе взаимодействия сознания ученого и познаваемой им объективной реальностью, миром «вещей в себе» (Кант). Чувственная научная реальность является только возможной моделью объективной реальности. Они не только сходны, но и различны. Степень их тождества может быть установлена только в ходе практической, субъективно-объективной деятельности людей. В науке формой такой деятельности является экспериментальная деятельность ученых с возможностью повторения эксперимента неограниченное количество раз. Использование учеными научных приборов как средств получения сознанием максимально достоверной, точной и проверяемой чувственной информации о познаваемых объектах делает получаемое в науке чувственное знание надежным фундаментом всех других уровней научного знания: эмпирического, теоретического и метатеоретического

Абстракт (англ.)

Sensory cognition is the basic level of scientific knowledge of natural sciences, social sciences, humanities and technical sciences. His immediate subject is not objective, but sensory reality («things for us» – Kant), the content of which is formed on the basis of the interaction of the scientist's consciousness and the objective reality he knows, the world of «things in themselves» (Kant). Sensory scientific reality is only a possible model of objective reality. They are not only similar, but also different. The degree of their identity can be established only in the course of practical, subjective and objective activity of people. In science, the form of such activity is the experimental activity of scientists with the possibility of repeating the experiment an unlimited number of times. The use of scientific devices by scientists as a means of obtaining by consciousness the most reliable, accurate and verifiable sensory information about cognizable objects makes the sensory knowledge obtained in science a reliable foundation for all other levels of scientific knowledge: empirical, theoretical and metatheoretical

Тип объекта:Статья
Сведения об авторах:ЛЕБЕДЕВ Сергей Александрович – доктор философских наук, профессор, кафедра философии ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана» (Национальный исследовательский университет) (МГТУ им. Н.Э. Баумана), г. Москва. ШЕВЦОВ Максим Александрович – магистр, факультет энергомашиностроения, ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана» (Национальный исследовательский университет) (МГТУ им. Н.Э. Баумана), г. Москва.
Ключевые слова:чувственная реальность, чувственное познание, уровни научного познания, методы чувственного уровня
Ключевые слова (англ.):sensory reality, sensory cognition, levels of scientific cognition, methods of the sensory level
Категории:1 Философские науки. Психология
1 Философские науки. Психология > 16 Логика. Теория познания. Методология и логика науки
1 Философские науки. Психология > 16 Логика. Теория познания. Методология и логика науки > 167 Методология научного исследования
Подразделения:Университеты > Московский государственный технический университет (МГТУ им. Н.Э. Баумана), г. Москва
ID Code:14846
Deposited On:13 Авг 2025 05:55
Последнее изменение:13 Авг 2025 05:55

Repository Staff Only: item control page