Неокантианство Баденской школы: опыт и трансцендентальные основания исторического повествования

Ануфриева, К.В. (2025) Неокантианство Баденской школы: опыт и трансцендентальные основания исторического повествования. Вестник ТвГУ. Серия: Философия (2). С. 186-204. ISSN 1997-9908

[thumbnail of ФИЛОСОФИЯ_2_2025 В ПЕЧАТЬ-186-204.pdf] PDF - Опубликованная версия
495kB

Абстракт

Статья имеет своей целью рассмотрение трактовки взаимосвязи опыта и трансцендентальных оснований исторического повествования представителями Баденской школы неокантианства. В контексте проведенного исследования показано, что в теоретическом наследии В. Виндельбанда и Г. Риккерта акцентируется роль событийного момента, опытно запечатлеваемого и фиксируемого суждением в потоке истории субъектом как исходного момента познания. Это предопределило их понимания примата идиографически центрированных наук о культуре по отношению к наукам о природе, ориентированным на постижение номотетических связей в формировании горизонта мира человека. Наследуя идеи «Критики способности суждения» И. Канта, теоретики Баденской школы развили собственный вариант аксиологически окрашенной эпистемологии, в границах которой ими было представлено понимание телеологического характера исторической предметности, предполагающее в финальной инстанции рассмотрение любых целостных ансамблей, случившихся во времени событий в открытый горизонт картины всемирной истории, критически конструируемый на базе избираемых ценностных принципов. Анализируя основные установки и противоречия наследия этой неокантианской школы, автор приходит к выводу о значительном влиянии ее трактовки взаимосвязи опыта и наррации в конституировании смыслового содержания мира культуры на последующие искания различных школ современной философской мысли

Абстракт (англ.)

The article is aimed at examining the interpretation of the relationship between experience and the transcendental foundations of historical narrative by representatives of the Baden school of neo-Kantianism. The conducted research reveals that W. Windelband and H. Rickert emphasized the role of the event, which is experientially captured in the flow of history and fixed by judgment as the initial step of the knowing subject. This moment predetermined their understanding of the primacy of the idiographically centered cultural sciences in relation to the natural sciences, focused on comprehending nomothetic connections in shaping the horizon of the human world. Inheriting the ideas of I. Kant's «Critique of Judgment», the theorists of the Baden School developed their own version of an axiologically colored epistemology, within the boundaries of which they presented an understanding of the teleological nature of historical subject matter, suggesting in the final instance the consideration of any integral ensembles of events that occurred in time within the open horizon of the picture of world history, critically constructed on the basis of chosen value principles. Analyzing the main assumptions and contradictions of the legacy of this neoKantian school, the author comes to the conclusion that its interpretation of the relationship between experience and narrative in the constitution of the semantic content of the cultural world had a significant impact on the subsequent development of various schools of contemporary philosophical thought

Тип объекта:Статья
Сведения об авторах:АНУФРИЕВА Карина Викторовна – канд. филос. н., доцент кафедры философии и теории культуры ФГБОУ ВО «Тверской государ-ственный университет», г. Тверь.
Ключевые слова:неокантианство, Баденская школа, опыт, способность суждения, разум, смысл, нарратив, культура
Ключевые слова (англ.):neo-Kantianism, Baden school, experience, judgment, reason, meaning, narrative, culture
Категории:1 Философские науки. Психология
1 Философские науки. Психология > 1(091) История философии
Подразделения:Университеты > Тверской государственный университет
ID Code:14862
Deposited On:14 Авг 2025 07:15
Последнее изменение:14 Авг 2025 07:15

Repository Staff Only: item control page