Пушкарева, Н.Л. (2025) Исторический опыт раздельного обучения для женщин и отношение к нему в современной России. Вестник ТвГУ. Серия: История (3). С. 81-95. ISSN 1998-5037
|
PDF
- Опубликованная версия
932kB |
Абстракт
Обзор истории раздельного образования лиц разного пола в России на протяжении десяти веков содержит ответ на вопрос, нужны ли женщинам обособленные классы и школы. Главный тренд высшего женского образования (домашнего вначале, с XIX в. – трёхступенчатого, т. е. дом – гимназия – высшая школа) – расширение круга предметов и культурного кругозора, проявление интереса к практической ориентированности, вопросам здоровья. После 1917 г. в России не было раздельного по полу обучения; возвращение к нему в 1943–1954 гг. не обнаружило преимуществ. Создание Пансиона воспитанниц Министерства обороны РФ в 2008 г. – свидетельство социального эксперимента, нацеленного на создание социального лифта для девочек из семей военных. Превращать этот уникальный учебный эксперимент в массовую практику не предполагается
Абстракт (англ.)
A review of the history of separate education of persons of different sexes in Russia over ten centuries contains an answer to the question: do women need separate classes and schools? The main trend of higher education for women (at first at home, since the 19th century – three–stage, home – gymnasium – higher school) is the expansion of the range of subjects and cultural horizons, the manifestation of interest in practical orientation, health issues. After 1917, there was no separate education by sex in Russia; a return to it in 1943–1954 did not reveal any advantages. The creation of the Boarding School for Girls of the Ministry of Defense of the Russian Federation in 2008 is evidence of a social experiment aimed at creating a social elevator for girls from military families. It is not intended to turn this unique educational experiment into mass practice
| Тип объекта: | Статья |
|---|---|
| Сведения об авторах: | ПУШКАРЕВА Наталья Львовна – доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра гендерных исследований Института этнологии и антропологии РАН (119334, Москва, Ленинский пр., 32а) |
| Ключевые слова: | женское образование в России, половые асимметрии в социализации, раздельное обучение |
| Ключевые слова (англ.): | female education in Russia, gender asymmetries in socialization, separate education |
| Категории: | 3 Общественные науки > 39 Этнография. Нравы. Обычаи. Жизнь народа. Фольклора > 396 Женское движение. Женский вопрос. Положение женщины 3 Общественные науки 3 Общественные науки > 39 Этнография. Нравы. Обычаи. Жизнь народа. Фольклора |
| Подразделения: | Институты, НИИ > Институт этнологии и антропологии им. Н.И. Миклухо-Маклая РАН, г. Москва, Россия |
| ID Code: | 14972 |
| Deposited On: | 10 Ноя 2025 06:21 |
| Последнее изменение: | 10 Ноя 2025 06:21 |
Repository Staff Only: item control page



