Лукашенко, Д.В. (2025) Влияние цифровой среды на когнитивные процессы и эмоциональное благополучие на ранних этапах профессионализации. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология (3). С. 65-72. ISSN 1999-4133
|
PDF
- Опубликованная версия
606kB |
Абстракт
Статья посвящена исследованию влияния цифровой среды на когнитивные процессы (внимание, память, критическое мышление) и эмоциональное благополучие учащихся в контексте психологии труда. Объект исследования – когнитивные процессы (внимание, память, критическое мышление) и эмоциональное благополучие учащихся в условиях цифровой среды. Цель работы – определить влияние интенсивного использования цифровых технологий на учащихся и разработать педагогические рекомендации для оптимизации образовательного процесса. Методы исследования включают эмпирическое исследование (выборка 120 учащихся 14–18 лет, тесты Струпа, памяти, Watson-Glaser, шкалы WEMWBS и PSS, анкетирование, наблюдение) и анализ актуальной литературы. Результаты показали, что интенсивное использование цифровой среды снижает внимание (r=-0,62), память (r=-0,58), критическое мышление и повышает стресс (r=0,71). Новизна заключается в выявлении возрастных и гендерных различий, а также нейропсихологических механизмов этих эффектов. Область применения – психология труда и организация обучения. Рекомендации включают внедрение цифровой гигиены, обучение саморегуляции и использование адаптивных образовательных платформ для минимизации негативных эффектов и усиления образовательного потенциала на ранних этапах профессионализации
Абстракт (англ.)
The article is dedicated to studying the impact of the digital environment on cognitive processes (attention, memory, critical thinking) and emotional wellbeing of students within the framework of occupational psychology. Object of study: cognitive processes (attention, memory, critical thinking) and emotional well-being of students in a digital environment. Aim: to determine the effects of intensive digital technology use on students and develop pedagogical recommendations to optimize the educational process. Methods: an empirical study (sample of 120 students aged 14–18, Stroop test, memory test, WatsonGlaser test, WEMWBS and PSS scales, questionnaires, observation) and a review of current literature. Results: intensive digital environment use reduces attention (r=-0.62), memory (r=-0.58), critical thinking, and increases stress (r=0.71). Novelty: the study identifies age and gender differences and neuropsychological mechanisms of these effects. Application: occupational psychology and educational design. Recommendations: implement digital hygiene, self-regulation training, and adaptive learning platforms to minimize negative effects and enhance educational potential at early stages of professionalization
| Тип объекта: | Статья |
|---|---|
| Сведения об авторах: | ЛУКАШЕНКО Дмитрий Владимирович – доктор психологических наук, профессор, АНО ВО «Университет мировых цивилизаций им. В.В. Жириновского» (107078, г. Москва, пер. 1-й Басманный, д. 3 стр. 1) |
| Ключевые слова: | цифровая среда, когнитивные процессы, эмоциональное благополучие, профессионализация, психология труда, цифровая гигиена, саморегуляция |
| Ключевые слова (англ.): | digital environment, cognitive processes, emotional well-being, professionalization, psychology of work, digital hygiene, self-regulation |
| Категории: | 3 Общественные науки 3 Общественные науки > 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга 3 Общественные науки > 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга > 37.01 Основы воспитания, образования и обучения (материальные, теоретические, философские и т.п.) 3 Общественные науки > 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга > 37.01 Основы воспитания, образования и обучения (материальные, теоретические, философские и т.п.) > 37.015 Науки о воспитании |
| Подразделения: | Университеты > Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского», г. Москва |
| ID Code: | 15014 |
| Deposited On: | 17 Ноя 2025 08:37 |
| Последнее изменение: | 17 Ноя 2025 08:37 |
Repository Staff Only: item control page



