Борисова, Т.В. и Стоцкая, Т.Г. и Шестаков, А.А. (2025) Постправда как эпистемологический вызов: поиск истины в современном обществе. Вестник ТвГУ. Серия: Философия (3). С. 46-53. ISSN 1997-9908
|
PDF
- Опубликованная версия
360kB |
Абстракт
Статья посвящена осмыслению феномена «постправды» (post-truth), который стал ключевым вызовом для современного общества. Авторы квалифицируют постправду как ситуацию, при которой объективные факты теряют свою значимость, уступая место эмоциям, личным предпочтениям и субъективным интерпретациям. В статье анализируются эпистемологические, социально-этические и языковые аспекты этого феномена, а также его влияние на общество, политику и культуру. С точки зрения эпистемологии постправда ставит под сомнение возможность объективного знания, способствуя релятивизму и скептицизму. В этическом плане в рамках анализа этой проблемы поднимаются вопросы ответственности за распространение искаженной информации и манипуляцию фактами. Социальные и политические последствия постправды включают в себя угрозу демократическим институтам, способствуют усилению социальной поляризации и формированию «информационных пузырей». Сам язык в эпоху постправды становится инструментом эмоционального воздействия и неприкрытой манипуляции, что существенно трансформирует процессы интерпретации того или иного содержания и процесса смыслообразования. В статье более подробно анализируется концепция постправды, предложенная американским философом Ли Макинтайром, последний связывает этот феномен с кризисом доверия в современном обществе к институту науки, к деятельности многочисленных экспертов и к традиционным институтам вообще
Абстракт (англ.)
The article is devoted to understanding the phenomenon of «post-truth», which has become a key challenge for modern society. The authors qualify post-truth as a situation in which objective facts lose their significance, giving way to emotions, personal preferences and subjective interpretations. The article analyzes the epistemological, socio-ethical and linguistic aspects of this phenomenon, as well as its impact on society, politics and culture. From the point of view of epistemology, post-truth questions the possibility of objective knowledge, contributing to relativism and skepticism. Ethically, as part of the analysis of this problem, questions of responsibility for the dissemination of distorted information and manipulation of facts are raised. The social and political consequences of post-truth include a threat to democratic institutions, contribute to increased social polarization and the formation of «information bubbles». The language itself in the post-truth era becomes an instrument of emotional influence and overt manipulation, which significantly transforms the processes of interpretation of a particular content and the process of meaning formation. The article analyzes in more detail the concept of post-truth proposed by the American philosopher Lee McIntyre, the latter connects this phenomenon with the crisis of confidence in modern society in the institution of science, the activities of numerous experts and traditional institutions in general
| Тип объекта: | Статья |
|---|---|
| Сведения об авторах: | БОРИСОВА Татьяна Вадимовна – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философия и социально-гуманитарные науки, ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», г. Самара. СТОЦКАЯ Татьяна Геннадьевна – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философия и социально-гуманитарные науки, ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», г. Самара ШЕСТАКОВ Александр Алексеевич – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философия и социально-гуманитарные науки, ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», г. Самара |
| Ключевые слова: | постправда, истина, релятивизм, скептицизм, знание, коммуникация, общественное мнение, манипуляция |
| Ключевые слова (англ.): | post-truth, truth, relativism, skepticism, knowledge, communication, public opinion, manipulation |
| Категории: | 1 Философские науки. Психология 6 Прикладные науки. Медицина. Техника 6 Прикладные науки. Медицина. Техника > 65 Управление предприятиями. Организация производства, торговли и транспорта |
| Подразделения: | Университеты > Самарский государственный технический университет, г. Самара |
| ID Code: | 15106 |
| Deposited On: | 10 Дек 2025 06:09 |
| Последнее изменение: | 10 Дек 2025 06:09 |
Repository Staff Only: item control page



