Мусатова, О.А. и Ефремова, Г.И. и Кулешова, Л.Н. (2025) Обратная связь как инструмент профессионального развития студентов технического вуза в гуманитарном образовании. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология (4). С. 51-62. ISSN 1999-4133
|
PDF
- Опубликованная версия
663kB |
Абстракт
Исследование посвящено комплексному анализу дидактического потенциала обратной связи как ресурса преодоления выявленных профессиональных противоречий и инструмента личностнопрофессионального развития всех участников образовательного процесса. Особое внимание уделяется преобразованию обратной связи из формального инструмента контроля в эффективный механизм развития рефлексивных способностей. Применен многоуровневый методологический подход, включающий теоретический анализ современных исследований рефлексии и обратной связи в образовании, а также эмпирическую апробацию авторской модели рефлексивной обратной связи с использованием инновационного инструмента – ментальных карт. Исследование проводилось в естественных условиях образовательного процесса в рамках дисциплины «Социальная психология и педагогика» в техническом вузе. Был проведен содержательный анализ 487 студенческих работ с применением методов контент-анализа и статистической обработки данных, что обеспечило достоверность выводов. Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности предложенного подхода для обеспечения глубокого освоения учебного материала и повышения уровня личностной вовлеченности студентов. Анализ эмпирических данных позволил выявить конкретные направления оптимизации образовательного процесса в техническом вузе и определить условия реализации развивающего потенциала гуманитарных дисциплин. Выявленные закономерности дают основания рассматривать рефлексивную обратную связь как перспективный инструмент развития метакогнитивных умений студентов, открывая новые возможности для совершенствования педагогической практики в условиях технологического образования
Абстракт (англ.)
The study is devoted to a comprehensive analysis of the didactic potential of feedback as a resource for overcoming identified professional contradictions and a tool for the personal and professional development of all participants in the educational process. Special attention is paid to the transformation of feedback from a formal control tool into an effective mechanism for the development of reflexive abilities. The work uses a multi–level methodological approach that includes a theoretical analysis of modern research on reflection and feedback in education, as well as empirical testing of the author's model of reflexive feedback using an innovative tool - mental maps. The study was conducted in natural conditions of the educational process within the framework of the discipline «Social Psychology and Pedagogy» at a technical university. To obtain representative data, a meaningful analysis of 487 student papers was carried out using methods of content analysis and statistical data processing, which ensured the reliability of the conclusions. The results obtained indicate the high effectiveness of the proposed approach to ensure deep learning of the educational material and increase the level of personal involvement of students. The analysis of empirical data made it possible to identify specific areas for optimizing the educational process at a technical university and determine the conditions for realizing the developing potential of humanities disciplines. The revealed patterns give grounds to consider reflexive feedback as a promising tool for developing students' metacognitive skills, opening up new opportunities for improving pedagogical practice in the context of technological education
| Тип объекта: | Статья |
|---|---|
| Сведения об авторах: | МУСАТОВА Оксана Алексеевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социальных наук РТУ МИРЭА (119454, г. Москва, просп. Вернадского, 78), доцент кафедры общей психологии и психологии труда АНО ВО «Российский новый университет» (105005, г. Москва, ул. Радио, д. 22), ЕФРЕМОВА Галина Ивановна – член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии и психологии труда АНО ВО «Российский новый университет» (105005, г. Москва, ул. Радио, д. 22), КУЛЕШОВА Людмила Николаевна – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии и психологии труда АНО ВО «Российский новый университет» (105005, г. Москва, ул. Радио, д. 22) |
| Ключевые слова: | профессиональное развитие, обратная связь, педагогическая рефлексия, рефлексивная позиция студента, метакогнитивные умения, студенты технических специальностей |
| Ключевые слова (англ.): | professional development, feedback, pedagogical reflection, student's reflexive attitude, metacognitive skills, students of technical specialties |
| Категории: | 1 Философские науки. Психология 1 Философские науки. Психология > 159.9 Психология |
| Подразделения: | Университеты > Российский новый университет г. Москва Университеты > Российский технологический университет, г. Москва |
| ID Code: | 15172 |
| Deposited On: | 22 Дек 2025 06:15 |
| Последнее изменение: | 22 Дек 2025 06:15 |
Repository Staff Only: item control page



