Лукина, А.С. и Махновец, С.Н. (2025) Парадигма позитивного образования: теоретико-методологические основания и векторы развития. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология (4). С. 87-99. ISSN 1999-4133
|
PDF
- Опубликованная версия
649kB |
Абстракт
Представлены методологические и теоретические материалы, раскрывающие необходимость системной трансформации современного образования, выражающуюся в переходе от традиционной модели, ориентированной преимущественно на академические результаты, к позитивному образованию, интегрирующему развитие личности с учебным процессом. Сформулирован подход, который может быть определен как модель «гуманизированной классики» — образовательная система, в рамках которой достигается синтез традиционных ценностей академического образования и принципов личностно-ориентированной педагогики. Отмечено, что ключевым условием эффективности системы является сбалансированное сочетание академической строгости с развитием социально-эмоциональных компетенций, где педагог выступает в роли фасилитатора, а оценка достижений учащегося фокусируется на личном прогрессе. Обозначены подходы, характеризующие комплексную систему, которая способствует психологическому благополучию личности. Подчеркнута необходимость проектирования пространства воспитательных практик, способствующих созданию позитивной школьной среды. Отмечено, что достижение психологического благополучия личности в образовательном пространстве является неотъемлемой частью развития системы образования, с одной стороны, и закономерным следствием социальных изменений, происходящих в обществе - с другой
Абстракт (англ.)
The article presents methodological and theoretical materials that reveal the need for a systemic transformation of modern education, expressed in the transition from the traditional model, focused primarily on academic results, to a positive education that integrates personal development with the educational process. An approach has been formulated that can be defined as a model of «humanized classics» – an educational system that achieves a synthesis of traditional values of academic education and the principles of student-centered pedagogy. It is noted that the key to the system's effectiveness is a balanced combination of academic rigor and the development of social-emotional competencies, where the teacher acts as a facilitator, and the assessment of student achievement focuses on personal progress. The article outlines approaches that characterize a comprehensive system that promotes individual psychological well-being. The need to design a space for educational practices that foster a positive school environment is emphasized. It is noted that achieving psychological well-being of an individual in the educational space is an integral part of the development of the education system, on the one hand, and a natural consequence of social changes occurring in society, on the other
| Тип объекта: | Статья |
|---|---|
| Сведения об авторах: | ЛУКИНА Анастасия Сергеевна – кандидат психологических наук, начальник департамента психологии Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» (129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к.1); МАХНОВЕЦ Сергей Николаевич – профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» (170021, г. Тверь, ул. Желябова, д. 33) |
| Ключевые слова: | позитивное образование, психологическое благополучие, позитивная психология, позитивная педагогика, позитивнопсихологический подход, позитивная школьная среда |
| Ключевые слова (англ.): | positive education, psychological well-being, positive psychology, positive pedagogy, positive psychological approach, positive school environment |
| Категории: | 1 Философские науки. Психология 1 Философские науки. Психология > 159.9 Психология |
| Подразделения: | Университеты > Московский городской педагогический университет Университеты > Тверской государственный университет |
| ID Code: | 15175 |
| Deposited On: | 22 Дек 2025 06:47 |
| Последнее изменение: | 22 Дек 2025 06:47 |
Repository Staff Only: item control page



