Понасенко, А.В. (2025) Архивное образование в России в 1920–1980-е годы: институционализация и эволюция содержания. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология (4). С. 154-163. ISSN 1999-4133
|
PDF
- Опубликованная версия
625kB |
Абстракт
Статья посвящена комплексному анализу становления и развития системы архивного образования в СССР в период 1920–1980-х годов. Проведенный историографический анализ позволяет выделить ключевые этапы формирования системы профессиональной подготовки архивистов, эволюционировавшей от краткосрочных курсов до многоуровневой структуры, включающей высшее и послевузовское образование. Особое внимание уделено трансформации содержания учебных программ, методологическим основам преподавания и организационным изменениям, а также взаимосвязи архивного образования с развитием исторической науки и государственной архивной политикой. Выявлены три основных этапа развития: становление (1920–1930-е), институционализация (1940–1950-е) и профессионализация (1960–1980- е). Статья восполняет существующий пробел в историографии, систематизируя эволюцию образовательных практик в контексте социально-политических и научно-технических изменений советского периода
Абстракт (англ.)
The article presents a comprehensive analysis of the formation and development of the archival education system in the USSR during the 1920s1980s. Based on a wide range of sources and historiographical review, it examines the key stages in the development of professional training for archivists: from the first short-term courses to the establishment of a multi-level system of higher and postgraduate education. Special attention is paid to the transformation of curricula content, methodological foundations of teaching, organizational changes, as well as the interconnection between archival education, the development of historical science, and state archival policies. Three main stages of development are identified: formation (1920s-1930s), institutionalization (1940s-1950s), and professionalization (1960s-1980s). The article fills an existing gap in historiography by systematizing the evolution of educational practices in the context of socio-political and scientific-technical changes during the Soviet period
| Тип объекта: | Статья |
|---|---|
| Сведения об авторах: | ПОНАСЕНКО Артем Васильевич – кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русской и мировой литературы ФГБОУ ВО «Луганский государственный педагогический университет» (291011, г. Луганск, ул. Оборонная, 2) |
| Ключевые слова: | архивное образование, СССР, МГИАИ, архивоведение, документоведение, подготовка кадров, историко-архивные институты, методика преподавания |
| Ключевые слова (англ.): | archival education, USSR, Moscow State Historical and Archival Institute (MGIAI), archival studies, records management, personnel training, historical and archival institutes, teaching methodology |
| Категории: | 3 Общественные науки 3 Общественные науки > 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга 3 Общественные науки > 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга > 378 Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров |
| Подразделения: | Университеты > Луганский государственный педагогический университет», Луганская Народная Республика |
| ID Code: | 15181 |
| Deposited On: | 22 Дек 2025 07:39 |
| Последнее изменение: | 22 Дек 2025 07:39 |
Repository Staff Only: item control page



