Соболева, А.В. и Маякина, М.А. и Фахретдинова, Г.Н. (2025) Цифровая среда как фактор формирования компетенций XXI века у студентов неязыковых направлений подготовки средствами иностранного языка. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология (4). С. 173-185. ISSN 1999-4133
|
PDF
- Опубликованная версия
646kB |
Абстракт
В статье исследуется трансформация компетенций модели «4К» (критическое мышление, креативность, коммуникация, коллаборация) в условиях цифровизации образования при обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Основное внимание уделяется трем аспектам цифровой трансформации: целенаправленной интеграции технологических инструментов, междисциплинарному синтезу языковой подготовки с профессиональным контекстом, изменению роли преподавателя от транслятора знаний к модератору образовательного взаимодействия. Особый акцент делается на дидактическом потенциале цифровой среды, который проявляется в моделировании аутентичных профессиональных ситуаций через виртуальные симуляции и международные проекты. Методы включают: анкетирование по адаптированным шкалам Лайкерта, контент-анализ видеозаписей дискуссий, экспертные оценки проектных работ по стандартизированным критериям. На основе эмпирического исследования выделены ключевые принципы эффективного формирования целевых компетенций. Практическая значимость исследования заключается в разработке методических решений, позволяющих эффективно сочетать цифровые и традиционные форматы обучения для достижения оптимальных образовательных результатов
Абстракт (англ.)
This article explores the transformation of the «4Cs» competency model (critical thinking, creativity, communication, and collaboration) within the context of educational digitalization in foreign language instruction for students in non-language disciplines. The study focuses on three dimensions of digital transformation: the deliberate integration of technological tools, the interdisciplinary blending of language education with professional contexts, and the shifting role of the instructor from knowledge transmitter to facilitator of educational interaction. Special attention is given to the pedagogical potential of digital environments, demonstrated through the use of virtual simulations and international projects that replicate authentic professional scenarios. The research employs a mixed-method approach, combining adapted Likert-scale surveys, content analysis of recorded discussions, and expert assessments of project work based on standardized criteria. Empirical findings identify key principles for effectively developing targeted competencies. The practical contribution of the study lies in proposing methodological strategies that integrate digital and traditional teaching formats to optimize educational outcomes
| Тип объекта: | Статья |
|---|---|
| Сведения об авторах: | СОБОЛЕВА Александра Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка в сфере научной коммуникации, ФГБОУ ВО «Томский государственный университет» (634050, г. Томск, пр. Ленина, 36), МАЯКИНА Марина Александровна – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» (153025, г. Иваново, ул. Ермака, 39), ФАХРЕТДИНОВА Гульназ Нурхаметовна – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков в профессиональной коммуникации, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (420015, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса, 68) |
| Ключевые слова: | цифровая образовательная среда, компетенции XXI века, модель «4К», смешанное обучение, межкультурная коммуникация, межкультурные проекты |
| Ключевые слова (англ.): | digital educational environment, 21st -century competencies, “4Cs” model, blended learning, intercultural communication, intercultural projects |
| Категории: | 3 Общественные науки 3 Общественные науки > 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга 3 Общественные науки > 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга > 378 Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров 3 Общественные науки > 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга > 378 Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров > 378.6 Специальные высшие учебные заведения > 379.8 Организация досуга 3 Общественные науки > 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга > 378 Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров > 379.8 Организация досуга |
| Подразделения: | Университеты > Ивановский государственный университет Университеты > Казанский национальный исследовательский технологический университет Университеты > Томский государственный университет |
| ID Code: | 15183 |
| Deposited On: | 22 Дек 2025 07:53 |
| Последнее изменение: | 22 Дек 2025 07:53 |
Repository Staff Only: item control page



