Дмитриенко, О.А. (2015) Набоков и некоторые литературные мотивы немецкого романтизма. Вестник ТвГУ. Серия: Филология (1). С. 27-34. ISSN 1994-3725
Предварительный просмотр |
PDF
- Опубликованная версия
438kB |
Абстракт
В статье рассматривается связь эстетики и поэтики Набокова с немецкой романтической традицией. Прослеживается развитие мотива поиска отца и мотива высшего внешнего благоприятствования в романе Л. Тика «Странствия Франца Штёрнбальда» (1798) и их переосмысление Набоковым в романе «Дар» (1934). Как у Тика, так и у Набокова мотив поиска отца, связываясь с экзистенциальной проблематикой романа, обретает свойства метафорического шифра: юному герою-живописцу у Тика и начинающему писателю в романе «Дар» необходимо найти свое место в мире отцов, их великих предшественников и современников. Мотив поиска отца латентно представлен и в романе «Приглашение на казнь» (1938). Духовная связь отца и сына, восходящая к тринитарной христианской модели, осознание этой связи Цицниннатом Ц., метафорически равное поискам отца в немецком романтизме, оказывается определяющим в процессе его экзистенциальной самоидентификации. В основе мотива высшего внешнего благоприятствования лежит религиозная гармония субъекта и объекта, определяющая архаический стиль сюжетосложения, восстановленный в «Странствова- ниях Франца Штёрнбальда» и иронично-доброжелательно переосмысленный в «Даре». Если Франц Штёрнбальд послушно следует Провидению, то Федор Годунов-Чердынцев вступает с ним в отношения игровые, близкие к равным. «Игра и озорство Создателя» вдохновляет автобиографического героя Набокова, становится для него ориентиром в творчестве
Абстракт (англ.)
The article studies the connection between Nabokov’s poetics and German romantic tradition. The motif of searching of one’s father and motif of greater good are traced in L. Tieck’s novel Franz Sternbald’s Travel (1798) as well as in Nabokov’s novel The Gift (1934). In both novels the motif of searching of one’s father is related to existential problematics. Thus it acquires characteristics of metaphorical code. Tieck’s young artist and Nabokov’s young writer need to take their place in their fathers’ world. The motif of searching of one’s father is secretly represented in the novel Invitation to the Beheading (1938). Spiritual bonding between father and son based on Trinitarian Christian model correlates with the searching of one’s father in German romanticism. This motif turns out to be the leading motif of the character’s existential self-identification. Motif of greater good is based on the idea of religious harmony of subject and object. It predefines archaic style of plot strategies which is reconstructed in Franz Sternbald’s Travel and ironically interpreted in The Gift. Franz Sternbald follows the hand of God whereas Fedor Godunov-Cherdyntsev interacts with it as with equal. Play and mischief of the Creator inspires Nabokov’s character and becomes the guide to his art
Repository Staff Only: item control page