Региональная политика в сфере высшего образования России: этапы, содержание, современные вызовы

Катровский, А.П. (2016) Региональная политика в сфере высшего образования России: этапы, содержание, современные вызовы. Вестник ТвГУ. Серия: География и геоэкология (2). pp. 8-22. ISSN 9999-3980

[thumbnail of Вестник ТвГУ. Серия География и геоэкология. 2016. 2. С. 8-22.pdf]
Preview
PDF - Published Version
597kB

Abstract

Целенаправленная региональная политика в сфере высшего образования является обязательным условием эффективного регионального развития. В процессе формирования отечественной высшей школы неоднократно менялись принципы и содержание региональной политики. В отдельные периоды преобладала централизация, в другие – активно проводилась политика дисперсного развития. Значительная пространственная дифференциация страны способствовала полицентризму, процесс формирования централизованного государства сопровождался высокой концентрацией высшей школы в столичных городах. На протяжении трёх столетий высшая школа выступала как инструмент освоения территории. В постсоветский период вслед за экстенсивным развитием и филиализацией стала проводиться политика, направленная на пространственную централизацию и концентрацию. Современная региональная политика в сфере высшей школы характеризуется непоследовательностью, усиливает поляризацию образовательного пространства, не обеспечивает инновационного развития большинства субъектов Российской Федерации. В качестве драйверов инновационного регионального развития могли бы выступить опорные региональные университеты. Однако, первый опыт их формирования ставит под сомнение данное положение

Abstract (en)

Targeted regional policy in higher education is a prerequisite for effective regional development. The principles of regional policy have been constantly changing for the whole period of the national higher school formation. Centralization prevailed in some periods while in others the preference was given to dispersed development. Significant spatial differentiation of the country contributed to polycentrism, the formation of a centralized state had been accompanied by a high concentration of universities in the metropolis. For three centuries the higher school has been an effective tool for the territory development. In the post-Soviet period, after extensive development and opening of numerous affiliates began to pursue a policy aimed at spatial centralization and concentration. The modern regional policy in the sphere of high school is characterized by the inconsistency, enhances the polarization of educational space, does not provide innovation development most the Russian Federation subjects. Regional frame universities could act as the drivers for innovative regional development. However, the first experience of their formation questions this possibility

Item Type:Article
Additional Information:КАТРОВСКИЙ Александр Петрович – д.г.н., профессор, Смоленский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, выпускник ТвГУ
Uncontrolled Keywords:высшая школа, региональная политика в сфере высшего образования, региональное инновационное развитие, университеты
Keywords (en):higher school, regional policy in the sphere of higher education, regional innovative development, universities
Subjects:9 География. Биографии. История > 91 География. Географические исследования Земли и отдельных стран. Путешествия. Региональная география > 911 Общая география. систематическая география. Теоретическая география > 911.3 География человека. География культуры
Divisions:Университеты > Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Смоленск
ID Code:6450
Deposited On:22 Jun 2017 11:25
Last Modified:22 Jun 2017 11:25

Repository Staff Only: item control page