Михайлова, Е.Е. (2018) Три образа Сократа: к вопросу о преподавании философии. Вестник ТвГУ. Серия: Философия (2). С. 7-12. ISSN 1997-9908
PDF
- Опубликованная версия
570kB |
Абстракт
Поднимается вопрос о том, какие трудности испытывает сегодня преподаватель философии, какие задачи он должен ставить перед собой в противоречивых условиях высшего образования. Для наглядности обсуждения выбран дискурсивный посыл к идейному наследию античности. Преподаватель философии рассматривается сквозь призму трех метафорических образов Сократа – «овод», «повитуха», «электрический скат». Их потенциал может помочь высветить назначение преподавателя философии в преломленном свете запросов современности. Роль «овода» – активировать мышление студента, учить его правильно задаваться вопросами. Роль «повитухи» – способствовать в поисках ответа на постав-ленные вопросы. Роль «электрического ската» – помогать рефлексировать ответы и оценивать их. В контексте заданной темы автор считает уместным обратиться к рассуждениям И. Канта о нравственном значении воспитания и образования, к версии И. Берлина о назначении философии и к выкладкам А. Арендт об ответственности суждения
Абстракт (англ.)
The article raises the question of what difficulties a teacher of philosophy is experiencing today, what tasks he must put before himself in the contradictory conditions of higher education. For the sake of clarity of discussion, a discursive message to the ideological heritage of Antiquity has been chosen. A teacher's of philosophy activity is understood on the basis of three metaphorical images coined by Socrates – a «gadfly», a «midwife» and an «electric Stingray». Their potential can help to highlight the mission of a teacher of philosophy in the refracted light of contemporary incentives. The role of a «gadfly» is aimed to activate the thinking of a student, to teach him or her to ask questions correctly. The role of a «midwife» should help in the search for answers to the posed questions. The role of an «cramp-fish» may provoke reflective responses and help to evaluate them. In the context of this approach, the author considers it appropriate to turn to Kant's arguments on the moral significance of upbringing and education, to Berlin’s reflection on the philosophy aim, as well as Arendt's views on the responsibility and judgment
Тип объекта: | Статья |
---|---|
Сведения об авторах: | МИХАЙЛОВА Елена Евгеньевна – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры психологии и философии ФГББОУ ВО «Тверской государственный технический университет». |
Ключевые слова: | культура, философия, Сократ, воспитание, образование, преподаватель, студент, диалог, ответственность |
Ключевые слова (англ.): | culture, philosophy, Socrates education, upbringing, teacher, student, dialogue, responsibility |
Категории: | 1 Философские науки. Психология > 1(091) История философии |
Подразделения: | Университеты > Тверской государственный технический университет |
ID Code: | 8072 |
Deposited On: | 08 Ноя 2018 08:20 |
Последнее изменение: | 08 Ноя 2018 08:20 |
Repository Staff Only: item control page