Самулеева, М.В. и Смирнова, А.А. (2019) ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ ЗНАКОВ У СЕРЫХ ВОРОН. Вестник ТвГУ. Серия: Биология и экология (1). С. 203-217. ISSN 1995-0160
PDF
- Опубликованная версия
482kB |
Абстракт
Исследование процесса символизации (т.е. установления отношений эквивалентности между знаком и обозначаемым – референтом) у животных вносит вклад в понимание биологических предпосылок возникновения языка человека. Для изучения факторов, влияющих на формирование эквивалентных отношений между знаком и референтом, серых ворон без предшествующего экспериментального опыта обучали использовать знаки для обозначения понятий «сходство» и «различие». Одну из четырех птиц удалось обучить по знаку “S” выбирать изображение одинаковых по размеру, а по знаку “V” — разных по размеру фигур (A→B). Тесты на перенос правила выбора на новые стимулы (сходные и различные либо по знакомому признаку — размеру фигур, либо по новому признаку — их форме) показали, что ворона связала знаки не с конкретными стимулами, а с понятиями «сходство» и «отличие». Далее эта птица справилась с тестом на понимание симметричности отношений между знаком и обозначаемым (B→A), с которым животные обычно не справляются, а также с тестом на понимание рефлексивности (A→A, B→B). Таким образом, впервые получены данные, свидетельствующие о том, что понимание симметричности и рефлексивности отношений между знаками и их референтами может возникнуть спонтанно. Полученные данные указывают на ключевую роль типа референта для формирования истинно эквивалентных отношений, а также на важность понимания симметричности в появлении другого свойства эквивалентных отношений – рефлексивности
Абстракт (англ.)
The study of symbolization or sign-reference equivalence in animals makes an input in research of biological background of origin of the human language. In order to find out factors influencing the developing of sign-referent equivalence we taught experimentally naive hooded crows to use signs for denoting the concepts of “similarities” and “differences”. One of four crows successfully learned a matching-to-sample task with letters «S» and «V» as samples and images of same-sized and different-sized figures as comparisons (A—>B task). Tests with new comparison (images of figures with the same or different forms and sizes) argued that the crow did not learn certain stimuli used in training. Instead, they learned concepts of “similarities” and “differences”. The crow successfully passed the symmetry test (B—>A), which is unusual for an animal. The bird successfully passed the reflexivity test (A—>A, B—>B) as well. For the first time, experimental findings argue that symmetry and reflexivity between sign and reference can emerge spontaneously. Our results suggest that (1) type of referent is crucial for developing the proper equivalence and (2) symmetry facilitates the appearance of reflexivity
Тип объекта: | Статья |
---|---|
Сведения об авторах: | САМУЛЕЕВА Мария Владимировна – аспирантка биологического факультета, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», СМИРНОВА Анна Анатольевна – кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник кафедры высшей нервной деятельности, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова». |
Ключевые слова: | эквивалентность, симметричность, рефлексивность, выбор по образцу, серые вороны |
Ключевые слова (англ.): | equivalence, symmetry, reflexivity, matching to sample, hooded crows |
Категории: | 5 Математика. Естественные науки > 57 Биологические науки |
Подразделения: | Университеты > Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова |
ID Code: | 9781 |
Deposited On: | 29 Июл 2020 15:43 |
Последнее изменение: | 29 Июл 2020 15:43 |
Repository Staff Only: item control page