Литературная утопия и антиутопия: жанровое своеобразие, аспекты герменевтического исследования

Волков, В.В. и Волкова, Н.В. (2020) Литературная утопия и антиутопия: жанровое своеобразие, аспекты герменевтического исследования. Вестник ТвГУ. Серия: Филология (3). С. 26-40. ISSN 1994-3725

[thumbnail of Вестник филология-26-40.pdf] PDF - Опубликованная версия
364kB

Абстракт

Цель данной работы – уточнить жанровую специфику британских и российских литературных антиутопий. В центре внимания авторов, с одной стороны, жанрово-теоретический анализ утопий, с другой стороны, анализ содержания и структуры базового дуального концепта «Время: настоящее – возможное будущее» и концептов, смежных с ним. Ключевые концепты интерпретируются по процедурам, использующимся в филологической герменевтике. В результате исследования выявлены отличительные особенности британских и российских антиутопий. Аксиологическое основание «британской» дистопии – стабильность и упрощенность, что каузирует застылость в рамках линейного времени. «Российская» дистопия в романе Ефремова основывается на идеях коммунизма, которые оказалось невозможным реализовать. Рассказ Чехова «Пари» строится в традициях «духовного реализма», центрирует внимание на соотношении секулярного и религиозного путей к «совершенному человеку»

Абстракт (англ.)

The purpose of the article is to clarify the genre characteristics of the British and the Russian dystopian fction. The work is focused, on the one hand, on the genre and theory analysis of utopias and, on the other hand, on the content and structure analysis of the main binary concept “Time: the Present and the Possible Future”, as well as related concepts. The key concepts are interpreted according to the procedures used in the philological hermeneutics. The distinctive features of the British and the Russian dystopias are revealed. The axiological essence of the “British” dystopia is stability and simplicity leading to stagnation within linear time. The “Russian” dystopia in Efremov’s novel is based on the ideas of communism impossible to implement. Chekhov’s short story “The Bet” is based on the traditions of “spiritual realism” and focuses the reader’s attention on the correlation of the secular and religious paths to the “perfect human being”

Тип объекта:Статья
Сведения об авторах:ВОЛКОВ Валерий Вячеславович – доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Тверского государственного университета. ВОЛКОВА Наталья Васильевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры филологических основ издательского дела и литературного творчества Тверского государственного университета.
Ключевые слова:теория литературы, жанр, возможное будущее, утопия, литературная антиутопия, притча, концепт «Время», фантастическое
Ключевые слова (англ.):theory of literature, genre, possible future, utopia, literary dystopia, parable, the concept “Time”, the fantastic
Категории:8 Языкознание. Филология. Художественная литература. Литературоведение > 80 Общие вопросы лингвистики и литературоведения. Филология > 801 Просодия. Стихосложение. Вспомогательные науки и источники филологии > 801.7 Вспомогательные филологические дисциплины. Критика текстов. Герменевтика. Экзегеза > 801.73 Герменевтика. Толкование и критика текста
8 Языкознание. Филология. Художественная литература. Литературоведение > 82 Литература. Литературоведение > 82.0 Теория литературы. Изучение литературы. Литературная техника > 82.09 Литературная критика и литературоведение
Подразделения:Университеты > Тверской государственный университет > Факультеты > Филологический > Кафедра русского языка
Университеты > Тверской государственный университет > Факультеты > Филологический > Кафедра филологических основ издательского дела > Кафедра филологических основ издательского дела и литературного творчества
ID Code:9977
Deposited On:29 Сен 2020 12:30
Последнее изменение:29 Сен 2020 12:30

Repository Staff Only: item control page