LogoTver State University Repository

«Родина–мать» в истории визуальной культуры России

Рябов, О.В. (2014) «Родина–мать» в истории визуальной культуры России. Вестник ТвГУ. Серия: История (1). pp. 90-113. ISSN 1998-5037

[img] PDF - Published Version
1MB

Abstract

Статья посвящена исследованию истории визуализации «Родины-матери» – одного из важнейших символов России. Вначале рассматривается вопрос о природе данного символа и его функциях: автор интерпретирует «Родину-мать» в качестве «символического пограничника», который активно используется в идентификационных процессах. В различных дискурсах – национальном, военном, внутри-политическом, имперском, внешнеполитическом и гендерном – исследуемый символ определяет не только Своих, но и Чужих, устанавливая и внешние, и внутренние для сообщества иерархии и символические границы. В статье анализируется история визуализации «Родины-матери» в дореволюционном, советском и постсоветском периодах российской истории. Автор приходит к выводу о том, что визуальная история символа «Родина-мать» начинается в петровское время. За свою трехсотлетнюю историю этот символ превратился в заметный элемент отечественной визуальной культуры. О значимости образа Родины-матери говорит и то обстоятельство, что он получает воплощение при помощи разнообразных способов визуализации: монументальной скульптуры, плаката, карикатуры, банкнот, почтовых открыток, кинематографа, театра и др. Многие аспекты политической, военной и культурной жизни России визуализируются при помощи образа Родины-матери. Автор показывает, что полисемантичность этого символа обусловливает то обстоятельство, что он используется различными олитическими силами как в легитимации, так и делегитимации власти

Abstract (en)

The article deals with analysis of history of visualization of «Motherland» which is one of the most important symbols of Russian culture. In the beginning of the article the author considers the nature of the symbol and its functions. The author points out that Motherland serves as a symbolic borderguard; it is exploited in processes of identification. In discourses on nation, war, imperia, gender, domestic and international politics the symbol provides both external and internal hierarchies and symbolic borders, contributing significantly in defining not only Us but also Them. Further the author analyses the history of visualization of «Motherland» in the Imperial, Soviet, and post-Soviet periods of Russian history. The author arrives at the conclusion that the visual history of «Motherland» started in the time of the Peter the Great. For the three hundred years history the symbol turns into an influential part of Russian visual culture. The image of Russia as a mother is embodied in various visual means (sculpture, posters, caricatures, banknotes, postcards, cinema, theater, and others); that testifies on importance of the symbol. Many aspects of Russian political, war, and cultural life are visualized with the help of the image of Motherland. The author demonstrates that polysemy of the symbol «Motherland» allows to employ it both in legitimating and delegitimating power

Item Type:Article
Additional Information:РЯБОВ Олег Вячеславович – доктор философских наук, профессор, Нижегородский государственный университет (Павловский филиал).
Uncontrolled Keywords:«Родина-мать», визуальная культура России, история России, материнский символ, символический пограничник, национальная идентичность, военная пропаганда, политическая мобилизация, карикатура, плакат, скульптур
Keywords (en):«Motherland», Russian visual culture, Russian history, symbolic meaning of motherhood, symbolic borderguard, national identity, war propaganda, political mobilization, caricature, poster, sculpture
Subjects:9 География. Биографии. История > 94(47) История России (СССР)
Divisions:Университеты > Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Павловский филиал
ID Code:12481
Deposited By: С.Б. Федорова
Deposited On:26 Jan 2024 12:41
Last Modified:26 Jan 2024 12:41

Repository Staff Only: item control page