Королева, Ю.А. (2023) Цифровые навыки подростков с ограниченными возможностями здоровья как условие их социализации. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология (3). С. 130-140. ISSN 1999-4133
PDF
- Опубликованная версия
Загрузить (930kB)
Загрузить (930kB)
Абстракт
Цель настоящего исследования заключается в теоретическом обосновании проблемы обусловленности социализации современных подростков с ограниченными возможностями здоровья уровнем их цифровых навыков и экспериментальном изучении этих навыков у подростков с нормативным развитием и с ограниченными возможностями здоровья трех экспериментальных групп (с умственной отсталостью, с нарушением слуха, с тяжелыми нарушениями речи). В статье представлены результаты анкетирования родителей, воспитывающих подростков с ограниченными возможностями здоровья. С вывод о том, что важнейшим условием успешности личности в современном обществе является ее готовность к изменениям и адаптация к неопределенности. Экспериментальное исследование показало, что основные цифровые навыки (грамотность в области информации и данных, коммуникация и совместная работа: взаимодействие с помощью цифровых технологий, создание цифрового контента, безопасность и решение задач), у подростков с ограниченными возможностями здоровья и с нормативным развитием имеют не только отличия по уровню сформированности, но и общие тенденции, заключающиеся в неравномерности развития навыков разных групп, наиболее высоком уровне навыка коммуникации в мессенджерах и в социальных сетях, в наименее развитых цифровых навыках группы «решение задач». Доказывается, что социализация современного подростка невозможна вне цифровой среды и без овладения личностью цифровыми навыками, которые обеспечивают обретение культурных практик и составляют основу навыка функциональной грамотности – адаптации к неопределенности
Тип объекта: | Статья |
---|---|
Сведения об авторах: | КОРОЛЕВА Юлия Александровна – кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой специальной психологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». |
Ключевые слова: | социализация, социальная ситуация развития, цифровая компетентность, цифровые навыки, ограниченные возможности здоровья, адаптация к неопределенности |
Категории: | 1 Философские науки. Психология > 159.9 Психология > 159.9.07 Психологические исследования 3 Общественные науки > 31 Демография. Социология. Статистика > 316 Социология > 316.6 Социальная психология |
Подразделения: | Университеты > Оренбургский государственный педагогический университет |
Разместивший пользователь: | С.Б. Федорова |
Дата размещения: | 23 Окт 2023 07:21 |
Последнее изменение: | 23 Окт 2023 07:21 |
URI: | http://eprints.tversu.ru/id/eprint/12210 |