Ульянина, О.А. и Гутова, У.М. (2024) Взаимосвязь социально-психологического климата в учебном коллективе и мотивации обучения у старших подростков. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология (4). С. 124-137. ISSN 1999-4133
PDF
- Опубликованная версия
669kB |
Абстракт
Проведено исследование внешних и внутренних факторов мотивации обучения и учебной успешности у старших подростков через призму наиболее значимой для них межличностной сферы общения, выражающейся в том числе в степени благоприятности социальнопсихологического климата в классе. Цель исследования: изучить взаимосвязь социально-психологического климата в учебном коллективе и мотивации обучения старших подростков. Гипотеза исследования: сформированность мотивации обучения старших подростков взаимосвязана со степенью благоприятности социально-психологического климата их учебного коллектива. Выборку составили 34 обучающихся 10–11 классов лицея НИУ ВШЭ (25 девушек и 9 юношей). Методы исследования: опросник «Климат в классе» (А.Н. Лутошкин), методика изучения мотивации обучения старшеклассников (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина), авторская анкета изучения позиции старшеклассников по теме исследования. Выводы: степень благоприятности социальнопсихологического климата в учебных коллективах в полной мере не определяет высокий уровень мотивации к обучению, но значимо влияет на элементы структуры мотивации обучения
Абстракт (англ.)
The article is devoted to the study of external and internal factors of motivation for learning and academic success in older adolescents through the prism of the most important interpersonal sphere of communication for them, expressed, inter alia, in the degree of favorability of the socio-psychological climate in the classroom. The purpose of the study: to study the relationship between the socio-psychological climate in the educational team and the motivation of older adolescents to study. The hypothesis of the study: the formation of motivation for the education of older adolescents is interrelated with the degree of favorability of the socio-psychological climate of their educational team. The sample consisted of 34 students in grades 10-11 of the HSE Lyceum, of which 25 were girls and 9 were boys. Research methods: questionnaire «Climate in the classroom» (A.N. Lutoshkin), methodology for studying the motivation of high school students (M.I. Lukyanova, N.V. Kalinina), the author's questionnaire for studying the position of high school students on the topic of the study. Conclusions: the degree of favorability of the socio-psychological climate in educational groups does not fully determine the high level of motivation for learning, but significantly affects the elements of the structure of learning motivation
Тип объекта: | Статья |
---|---|
Сведения об авторах: | УЛЬЯНИНА Ольга Александровна – доктор психологических наук, доцент, член-корреспондент РАО, руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29) ГУТОВА Ульяна Михайловна – обучающаяся Лицея ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»», (109240, Москва, ул. Солянка, д. 14А |
Ключевые слова: | старшие подростки, социально-психологический климат, мотивация обучения, учебная успешность |
Ключевые слова (англ.): | older adolescents, socio-psychological climate, learning motivation, academic success |
Категории: | 3 Общественные науки 3 Общественные науки > 31 Демография. Социология. Статистика 3 Общественные науки > 31 Демография. Социология. Статистика > 316 Социология 3 Общественные науки > 31 Демография. Социология. Статистика > 316 Социология > 316.6 Социальная психология |
Подразделения: | Университеты > Московский городской психолого-педагогический университет Университеты > Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" |
ID Code: | 14359 |
Deposited On: | 12 Дек 2024 07:09 |
Последнее изменение: | 12 Дек 2024 07:09 |
Repository Staff Only: item control page