Личность преподавателя в контексте комплементарности цифровой и гуманистической парадигм образования

Вдовин, С.А. и Мельников, М.С. и Позднякова, О.К. (2025) Личность преподавателя в контексте комплементарности цифровой и гуманистической парадигм образования. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология (3). С. 86-98. ISSN 1999-4133

[thumbnail of ПЕДАГОГИКА_3_2025_В ПЕЧАТЬ-86-98.pdf] PDF - Опубликованная версия
630kB

Абстракт

В статье проблема личности современного преподавателя рассматривается в контексте комплементарности цифровой и гуманистической парадигм образования, определяющей требования к педагогу: высокий уровень сформированности цифровых компетенций, реализация в условиях цифровой образовательной среды принципов гуманизации образовательного процесса, освоение новых цифровых инструментов и адекватное их интегрирование в обучение при сохранении принципов гуманизации, осуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормами морали и требованиями нравственности. Выявляются отвечающие данным требованиям качества личности преподавателя: цифровая грамотность, технологическая адаптивность и инновационность, критичность, умение организовывать цифровое пространство, нравственные качества и др. Обосновывается, что органичное сочетание технологических и гуманистических аспектов педагогической деятельности обеспечивает формирование образовательной среды, способствующей воспитанию гармонично развитых, ответственных и творческих граждан современной России

Абстракт (англ.)

The article considers the problem of the personality of a modern teacher in the context of the complementarity of the digital and humanistic paradigms of education, which determines the requirements for a teacher: a high level of digital competencies, implementation of the principles of humanization of the educational process in the digital educational environment, mastering new digital tools and their adequate integration into training while maintaining the principles of humanization, carrying out professional activities in accordance with moral standards and ethical requirements. The following qualities of a teacher's personality that meet these requirements are identified: digital literacy, technological adaptability and innovativeness, criticality, the ability to organize digital space, moral qualities, etc. It is substantiated that an organic combination of technological and humanistic aspects of pedagogical activity ensures the formation of an educational environment that contributes to the upbringing of harmoniously developed, responsible and creative citizens of modern Russia

Тип объекта:Статья
Сведения об авторах:ВДОВИН Сергей Александрович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности, ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (443086, г. Самара, Московское шоссе, д. 34), МЕЛЬНИКОВ Максим Сергеевич – аспирант, ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» (443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 244), ПОЗДНЯКОВА Оксана Константиновна – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики и психологии; ФГБОУ ВО «Самарский государственный социальнопедагогический университет», (443099, Самара, ул. М. Горького, 65/67); профессор кафедры «Педагогика, межкультурная коммуникация и русский как иностранный», ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» (443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 244)
Ключевые слова:личность преподавателя, цифровая парадигма образования, гуманистическая парадигма образования, комплементарность, нравственные ценности, цифровая грамотность, образовательная среда, индивидуальное развитие
Ключевые слова (англ.):teacher's personality, digital paradigm of education, humanistic paradigm of education, complementarity, moral values, digital literacy, educational environment, individual development
Категории:3 Общественные науки
3 Общественные науки > 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
3 Общественные науки > 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга > 378 Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
3 Общественные науки > 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга > 378 Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров > 378.1 Организация высшего образования. Организация работы высшего учебного заведения
3 Общественные науки > 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга > 378 Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров > 378.1 Организация высшего образования. Организация работы высшего учебного заведения > 378.12 Профессорско-преподавательский состав и научный персонал
Подразделения:Университеты > Самарский государственный социально-педагогический университет
Университеты > Самарский государственный технический университет, г. Самара
Университеты > Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара
ID Code:15016
Deposited On:17 Ноя 2025 08:54
Последнее изменение:17 Ноя 2025 08:54

Repository Staff Only: item control page