Панин, И.С. и Зайцева, Н.В. и Малышев, В.Б. (2025) Потустороннее и иррациональное в советском довоенном кино. Вестник ТвГУ. Серия: Философия (4). С. 173-183. ISSN 1997-9908
|
PDF
- Опубликованная версия
632kB |
Абстракт
Статья посвящена исследованию семиотики иррационального в довоенном советском кинематографе (1920-е – начало 1940-х гг.). Несмотря на доминирование материалистической идеологии и официальный запрет на прямое изображение потустороннего, элементы мистики, абсурда и сверхъестественного проникали в киноязык, используя сложную систему кодов и аллегорий. Методологической основой работы является интегральный подход, синтезирующий семиотический анализ (опирающийся на теории Ю. Лотмана, К. Метца, Р. Барта) с идеологической критикой, психоанализом (теория травмы) и культурной антропологией. Доказывается, что иррациональные образы (кошмары, сюрреалистические метафоры, видения) функционировали как важнейшая знаковая система для репрезентации коллективной травмы революции и гражданской войны, а также как форма эстетического сопротивления и способ выражения невыразимых в рамках соцреализма смыслов. На примере фильмов С. Эйзенштейна, А. Довженко, Ф. Эрмлера, Г. Козинцева и Л. Трауберга раскрывается диалектика рационального (идеологический заказ) и иррационального (художественный авангард, коллективное бессознательное). Делается вывод, что иррациональное было не пережитком, а теневым языком эпохи, позволявшим художественно осмыслить метафизический разрыв реальности, произведенный революционным сломом
Абстракт (англ.)
This article examines the semiotics of the irrational in pre-war Soviet cinema (1920s – early 1940s). Despite the dominance of materialistic ideology and the official ban on direct depictions of the otherworldly, elements of mysticism, the absurd, and the supernatural permeated cinematic language through a complex system of codes and allegories. The methodological basis of this work is an integrative approach that synthesizes semiotic analysis (based on the theories of Yuri Lotman, Karl Metz, and Robert Barthes) with ideological criticism, psychoanalysis (trauma theory), and cultural anthropology. This article demonstrates that irrational images (nightmares, surreal metaphors, visions) functioned as a crucial sign system for representing the collective trauma of the revolution and civil war, as well as a form of aesthetic resistance and a means of expressing meanings inexpressible within the framework of socialist realism. Using films by S. Eisenstein, A. Dovzhenko, F. Ermler, G. Kozintsev, and L. Trauberg as examples, the dialectic of the rational (ideological mandate) and the irrational (artistic avant-garde, the collective unconscious) is revealed. It concludes that the irrational was not a relic, but a shadow language of the era, allowing for artistic understanding of the metaphysical rupture of reality caused by the revolutionary upheaval
| Тип объекта: | Статья |
|---|---|
| Сведения об авторах: | ПАНИН Илья Сергеевич – старший преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», г. Самара. ЗАЙЦЕВА Наталья Валентиновна – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», г.Самара МАЛЫШЕВ Владислав Борисович – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», г. Самара |
| Ключевые слова: | советское кино 1920-1940-х гг., семиотика иррационального, кинематографический авангард, идеология и цензура, кинематографический образ, коллективная травма, светская сакральность, Эйзенштейн, Довженко, интегральный метод анализа |
| Ключевые слова (англ.): | Soviet cinema of the 1920s-1940s, semiotics of the irrational, cinematic avant-garde, ideology and censorship, cinematic image, collective trauma, secular sacredness, Eisenstein, Dovzhenko, integral method of analysis |
| Категории: | 1 Философские науки. Психология 1 Философские науки. Психология > 13 Философия духа. Метафизика духовной жизни 1 Философские науки. Психология > 13 Философия духа. Метафизика духовной жизни > 130.2 Философия культуры. Системы культуры. Культурологические учения. |
| Подразделения: | Университеты > Самарский государственный технический университет, г. Самара |
| ID Code: | 15227 |
| Deposited On: | 25 Дек 2025 05:58 |
| Последнее изменение: | 25 Дек 2025 05:58 |
Repository Staff Only: item control page



